«Наставничество – очень важное явление, которое пока что не культивируется в российском сообществе.

При этом очень важно отделять в сознании всех заинтересованных участников бизнес-коучей и инфо-бизнес от наставничества. Последнее подразумевает вовлеченность не только в жизнь и работу тех, кому нужен наставник, но порой и участие в формировании целеполагания или пути поиска своих интересов. Чтобы получить серьезную отдачу, необходимо обеспечить участие тех специалистов, чья внутренняя мотивация и желания уже пришли к осознанию важности отдавать и делиться. Уверен, что наставничество – это не только помощь в поиске пути, расширении кругозора, но и важнейший аспект психологической поддержки, умение справляться с трудностями и реальными проблемами. А это серьезно соотносится со здоровьем подрастающего поколения.


Мы не можем расширять кругозор и давать возможности, но при этом оставлять ребят один на один с тем, что может разрушать их изнутри. Психологический аспект наставничества нельзя недооценивать. Это поддержка, умение общаться, умение слышать, умение искать ответы внутри себя, умение работать с проблемами и адекватно переживать их. Одна из важнейший ценностей, которую можно зарождать в молодых и дерзких умах – это непредубежденность. Умение не пытаться выиграть условный спор, а искать в противоположных мнениях истину, правильные ответы, правильные решения. Важно дать умение видеть картину более широко, с высоты. Отстраняться от операционных задач и смотреть сверху и в будущее. Показать, какие преимущества дает планирование, прибавленное к неутомимой энергии. Как создавать планы достижения своих целей, предсказывать проблемы и оценивать результаты. И двигаться дальше.


Опять же, научиться правильно понимать себя и свою природу – а значит и находить более подходящие сердцу дела в жизни, а не только слепо следовать красивым ореолам «успешных людей». Именно наставник может помочь раскрыть скрытые таланты или то, что наставляемый может считать маловажным. Я полагаю, что успешность наставничества во многом определяется размером и качеством сообщества. Возможность обратиться к нескольким людям, экспертам, наставникам за советом, услышать разные мнения – это один из ключевых аспектов развития кругозора и осознанности. Мир очень многогранен, и в нем каждый может проявить свои лучшие качества.


Существование сообщества позволит избежать «единой точки отказа», если у кого-то не заладится в определенной сфере или с определенным человеком. Психологическая совместимость очень важна. Порой самые интересные со стороны люди при личном знакомстве покажутся несовместимыми в общении или своих целях. Возможность открытого и прозрачного доступа к сообществу позволит не потерять веру в наставничество. Интернет дает скорость получения данных, несравнимых с программами даже самых лучших ВУЗов. Каждый день человек может узнать что-то новое и в любой интересующей его областью. Возможно, новыми дополнительными ключевыми ценностями высших учебных заведений станет как раз создания вокруг себя вовлеченных сообществ (или участие в одном таком), которое дает доступ к людям, к реальной практике. И, конечно, умение учиться. Умение усваивать, анализировать, изучать. Я вижу существенную роль преподавателей в этой истории. Их непредубежденность и открытость может учить молодых ребят выражать свои мысли и обсуждать любые вопросы. Уважение, доверие между участниками и личный пример преподавателей могут дать большое преимущество для учащихся.

Доступность информации создает большой сдвиг в сторону потребления у ребят еще в школе, поэтому стоит дать доступ к сообществу наставников и на этом уровне. Показать, зачем созидать. Что можно изменить, если смело мыслить, получать знания и действовать. Предоставить инструменты для этого. Таким образом молодежь уже к вузам сможет подходить и с практическим опытом, и лучшей осознанностью своих желаний. В мире развивается много интереснейших концепций. Можно взглянуть хотя бы на Secure Base Leadership и Бирюзовые организации. Они уже предоставляют множество конкретных инструментов: как решать конфликты, как невелировать иерархические структуры управления, давать людям проявлять себя, находить себя и приносить пользу себе и организациям, находясь в полном ощущении безопасности. На мой взгляд, это критически важно. Когда люди чувствуют себя  в безопасности, не прячутся за масками и действуют согласно своим интересам и природе своих талантов – они добиваются самых лучших результатов и чувствуют себя счастливыми. Нам необходимо дать доступ к знаниям, зажечь в сердцах и умах страсть, привести людей к практике, давать совершать свои ошибки и, что важно, видеть результаты их дел. Возможность влиять на что-то, а не быть винтиком – один из ключей к сердцам».

Эх, хорошо сказано! Сами прослезились🤧