Существует мнение, что «белые воротнички» работают головой, а «синие» – исключительно руками, и развивать soft skills последним не нужно. Мы не согласны.

Что за «мягкие навыки»

Объясним наглядно. Допустим, вы – известный и очень хороший журналист, и к успеху вас привела комбинация трех компонентов: личностных качеств, hard skills, soft skills.

  • Личностные качества – это ваше мировоззрение (вы честны, активны, верите в справедливость и готовы идти до конца в своих журналистских расследованиях ради правды).
  • Hard skills – ваши экспертные, профессиональные навыки (умение пользоваться съемочной техникой, навыки написания текстов в различных жанрах).
  • Soft skills – универсальные навыки, которые есть у каждого человека в той или иной степени: коммуникативные (умение говорить и слушать, вести переговоры), способность планировать время и контролировать эмоции, умение мыслить системно, а также мотивация и контроль над собой в стрессовых ситуациях.

Именно на «мягкие навыки» сегодня смотрят работодатели, когда нанимают людей. И HR научились хорошо распознавать их наличие или отсутствие.

Почему это важно для линейного персонала и для работодателя

Попробуйте сходу назвать профессию, в которой сегодня не нужны умение работать в команде или мыслить логически. Таких, согласитесь, мало.

На линейных вакансиях обычно высокая текучесть кадров, и от этого плохо всем: руководству и менеджменту, рекрутерам, самим сотрудникам. Люди приходят и уходят, потому что работодатели предпочитают вкладывать деньги, скажем, в рекламу, а не в развитие персонала. Мол, того же работника фастфуда легко заменить, ничего страшного. Вот только не забывайте, что новых сотрудников нужно найти, оформить, адаптировать…

О ценности адекватных сотрудников в сегменте фастфуда говорит и Раиса Полякова, глава KFC в России.

Роман Мандрик, основатель платформы мобильного обучения персонала Skill Cup, приводит пример. Ресторан принимает на работу вчерашнего школьника или студента начальных курсов, которого ни в школе, ни в институте не научили критическому мышлению. У сотрудника возникает нестандартная ситуация с посетителем, к которой он не готов. Не потому, что он плохой, а просто потому, что в его жизненном опыте таких ситуаций не было. В классическом образовании этому не учат – или учат опосредованно, а старшие коллеги не подсказали, что делать в таком случае.

А ведь наверняка у опытного владельца такая ситуация уже возникала в прошлом. Но этот опыт не зафиксирован и не передан новому сотруднику. Получается, что новичок не может решить проблему самостоятельно, посетитель недоволен, ресторатор теряет деньги... Притом по статистике, почти 50% успеха заведения в общепите зависит от обслуживающего персонала.

Вывод напрашивается. «Синих воротничков» необходимо обучать «мягким навыкам». Роман отмечает, что в рамках корпоративной культуры компании все чаще делают ставку на внутренний рост сотрудников и их обучение. Ведь гораздо проще выявить талантливого сотрудника в штате, помочь усилить компетенции и вложиться в обучение, понимая, что он уже знаком с компанией, чем искать такого человека на стороне.

Тренды в обучении сотрудников

«Нельзя заранее сказать, что какие-то методики будут неэффективны или не полезны, – говорит Роман с высоты своего опыта. – В обучении не так просто придумать новый, оригинальный подход. Все полагается на наше понимание работы мозга человека и его способности запоминать и усваивать информацию, развивать навыки. Вряд ли в ближайшее время знания начнут имплантировать прямо в мозг, поэтому для профессионального обучения справедливы все те же методики, которые используются в классическом образовании».  

Сегодня отчетливо видны два тренда. Первый – недостаток времени на традиционный формат обучения с посещением специальных центров (университеты, школы, институты). У работающего человека нет возможности проводить несколько часов в день на лекциях, отрываясь от рабочего процесса. Однако востребованность развития и постоянного обучения растет, люди готовы инвестировать деньги и время в учебу. И часто даже не важно, имеет ли обучение отношение к текущей должности или никак с ним не связано.

Второй тренд – мобильность. К любой информации можно получить доступ в считанные секунды с экрана смартфона. Штудировать многостраничные учебники становится утомительным, когда есть форматы инфографики, тестов и видео-туториалов.

На стыке этих трендов, считает Роман, и нужно строить образовательный процесс, который будет эффективен в сегодняшних реалиях.

О конкретных примерах и техниках развития soft skills у линейных сотрудников мы еще обязательно напишем :)

Кроме soft skills

Не забываем, что для каждой должности линейного персонала есть еще и четыре КФУ (ключевые факторы успеха). Это наличие качеств или способностей, которыми должен обладать успешный сотрудник. Например у официанта это: гостеприимство (клиентоориентированность), вежливость, физическая выносливость.

Три-четыре КФУ всегда прописывают в базовый портрет для любой должности, и они должны быть у кандидата по умолчанию. Подробнее об этом мы расскажем в следующих постах.