Зарубежные компании начали проводить тренинги для сотрудников по борьбе с сексуальными домогательствами аж 40 лет назад. Сегодня в США до 90% организаций устраивают такие мероприятия. Но их эффективность минимальна: 85% женщин заявляют, что хотя бы один раз попадали в неприятную ситуацию на работе.

Американка Морган Мерсер сама стала жертвой харассмента на рабочем месте. Решительная дама уволилась и создала стартап Vantage Point, чтобы при помощи иммерсивного опыта помочь сотрудникам бороться с подобными инцидентами.

Мерсер считает: традиционные тренинги не воспринимают всерьез, потому что к ним относятся как к юридической формальности, а не как к вопросу безопасности на рабочем месте. Их проводят просто для галочки. Поэтому она предложила альтернативу: тренинги в виртуальной реальности.

Как все происходит

Вы надеваете шлем VR и оказываетесь в шкуре стороннего наблюдателя (не жертвы и не харассера). Вам предлагают несколько сценариев событий, и в зависимости от вашего решения положение дел меняется. Похоже на книгу-игру или на серию из последнего сезона «Черного зеркала».

Сценариев масса: это может быть единичное мелкое оскорбление, серия грубых поступков, длительное преследование жертвы… Пользователь выбирает, что ему делать: вмешаться, пожаловаться, проигнорировать. Он может пройти один и тот же сценарий разными путями и понять, какой из них наиболее правильный.

Журналист из The Guardian испробовал Vantage Point на себе. Вот как он описывает одну из ситуаций: «Трое сотрудников мужского пола и ваша коллега Рейчел обсуждают предстоящую конференцию в Лас-Вегасе. Вы наблюдаете со стороны. Мужчины шутят о водке и джакузи, Рейчел пытается вернуть беседу в рабочее русло, но безуспешно. Внезапно один из сотрудников – босс – хватает девушку за руку и говорит: “Рейчел, ты же понимаешь, это вечеринка, так что захвати какой-нибудь соответствующий наряд”. Рейчел явно чувствует себя некомфортно. И тут вы, пользователь, получаете от коллеги смс: “Ты же видел, что произошло. Должны ли мы вмешаться?”». Решение – за вами.

За и против

Прелесть в том, что VR создает условия, максимально приближенные к реальности, и это отличная тренировка для будущих ситуаций: человек набирается уверенности. Однако психологи высказывают сомнения: одно дело – противостоять виртуальному человеку, другое – живому. И измерить эффективность методики пока представляется затруднительной задачей.

Тем не менее, это хорошая альтернатива современным тренингам, многие из которых проводятся онлайн. По сравнению с таким форматом у VR – огромное преимущество: сотрудник не просто слушает о том, как правильно поступать, но сам принимает решения. Он вовлечен и активен.

Но есть и проблема. Львиная доля харассмента совершается людьми, которые прекрасно понимают, что это неправильно. И плевали они на ваши тренинги. Работать тут надо над культурой компании, чтобы человек понимал: его поведение не останется безнаказанным.

Как вы считаете, насколько актуальна проблема для России? И помогут ли такие высокотехнологичные способы, как VR-симуляция, решить ее?