Цифровой рекрутинг предлагает все больше возможностей, но готовы ли рекрутеры использовать их? Рассуждаем о видеорезюме (не путать с видеоинтервью, когда рекрутер общается с кандидатом онлайн).

Кто и зачем использует

Есть несколько вариантов того, как видеорезюме можно использовать в рекрутинге. Например, кандидат заранее записывает видеорезюме и оставляет на job-сайте или в сервисе для поиска работы (как в Worki). Или же рекрутер задает вопросы и отправляет запрос кандидату, а тот записывает видео ответы (как в VCV). Также компании специально проводят рекрутинговые кампании и просят людей присылать видеорезюме определенного формата (как МакДоналдс и их snaplications).

Такой мультимедийный метод найма используют во всем мире уже много лет: впервые видеорезюме появились в далеких 1980-х. Тогда резюме записывали на VHS-кассеты и рассылали работодателям.

В России видеорезюме не особенно распространены. По статистике, их используют не более 5% работодателей. Правда, исследование это относится к 2015 году – возможно, сегодня количество продвинутых рекрутеров возросло. При этом, что любопытно, 80% эйчаров считают, что наличие резюме повышает шансы кандидата быть принятым аж в два раза.

Согласно международным исследованиям, 89% работодателей посмотрят видеорезюме, если кандидат пришлет его. А больше половины опрошенных считают: главное, что может показать видеорезюме – насколько профессионально кандидат умеет презентовать себя.

Кстати, у нас в Worki только за первое полугодие 2019 года кандидаты записали более 400 видеорезюме. Мы считаем, что главный плюс видеорезюме – возможность для рекрутера не просто получить информацию от кандидата, но сразу оценить «мягкие» навыки. Насчет экономии времени для первичного отбора – вопрос спорный. Зависит от того, сколько времени у рекрутера уходит на беглый просмотр резюме и от того, насколько длинный ролик запишет кандидат (поэтому, кстати, полезно заранее обозначать лимит – у нас в Worki он равен минуте). С другой стороны, видеопрезентация может заменить необходимость первой отборочной встречи – а это уже существенная экономия времени и ресурсов.

Часть экспертов согласна с нами, другие же готовы поспорить.

Что думают эксперты

Елена Логинова, старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредит», считает, что видеорезюме пока не стало эффективным инструментом поиска работы. По мнению Елены, это обусловлено следующими факторами.

  • «Для соискателей запись видеорезюме представляет собой трудоемкий процесс: подготовка речи, внешнего вида, настройка камеры, запись, скорее всего, не с первого дубля, а затем и монтаж ролика. Все это занимает много времени. К тому же, далеко не все кандидаты умеют держаться перед камерой.
  • Сегодня соискатели предпочитают иные форматы оформления своего резюме. Многие стали креативно подходить к процессу: например, создают одностраничные лендинги, на которых размещают фото, личную информация, описание предыдущего опыта в виде инфографики. Данный инструмент сейчас доступен каждому: существует огромное количество бесплатных вариантов для подготовки таких резюме.
  • Среди HR-менеджеров формат видеорезюме также пока не стал популярен. Один из самых ценных ресурсов для любого работодателя – время. По этому параметру видеорезюме определенно проигрывает обычному и даже креативно оформленному. Для того чтобы выделить ключевую информацию о соискателе, рекрутеру придется посмотреть видеоролик полностью. На резюме, в котором на одной странице размещены все сведения о кандидате, HR-специалист потратит в разы меньше времени. Исключение составляют случаи, когда необходимо выбирать кандидатов по манерам, речи, внешнему виду. Тогда формат видеорезюме, возможно, будет интересен для работодателя».

А вот Виктория Зайкова, старший специалист по подбору персонала АО «ЭР-Телеком Холдинг», использует видеорезюме в работе уже несколько лет.

Вот что Виктория говорит о преимуществах такого формата.

  • «Удобство. Причем как для соискателя, так и для нас. Составляя вопросы, мы имеем возможность не дать кандидату «растекаться мыслями по древу», а получить конкретные ответы на интересующие нас вопросы, так как он ограничен во времени, которое отведено на подготовку и ответ.
  • Экономия временных ресурсов. Соискатель может пройти собеседование в таком формате в любое удобное для него время, что особенно актуально, если человек работает и не имеет возможности уйти из офиса в течение дня или пройти интервью по скайпу. Доступ к ссылке открыт круглосуточно.
  • Экономия ресурса сотрудников HR. При грамотном построении вопросов мы всегда можем увидеть, подходит нам человек на указанную позицию или нет. Возможно, он, сам того не осознавая, уже ее перерос. Это становится понятно из ответов, и тогда нет смысла в личной встрече.
  • Формирование кадрового резерва. Если соискатель по каким-то причинам не подошел на указанную позицию, его видеорезюме отправляется в кадровый резерв нашего холдинга, и в момент возникновения запроса мы сразу отправляем ссылку руководителю заинтересованного подразделения. В итоге человек уже проходит только финальное собеседование с руководством, минуя все остальные этапы (HR, руководитель отдела, управления).
  • Ссылка на видеорезюме доступна в любой момент времени.

Минус один – видеорезюме никогда не сможет заменить формат личного общения. Хотя эта сфера порождает новый вид бизнеса: некоторые компании стали предлагать услуги по записи «профессионального» видеорезюме. Однако последующее устройство на работу никто не гарантирует».

Виктория считает, что видеорезюме наиболее актуально при подборе руководителей, управленцев, топ-менеджеров, а также сотрудников, исполняющих функции экспертов. При подборе кандидатов на линейные позиции в холдинг формат пока не доказал свою эффективность (а вот с этим тезисом мы, кстати, поспорим чуть ниже).

Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, рассказывает: «В работе консультантов нашего рекрутингового агентства встречается все больше кейсов, когда клиенты используют видеорезюме как формат первичного отбора до организации личной встречи с кандидатом. Часто кандидату предлагается не только рассказать о себе, но и ответить на несколько вопросов, записать их на видео и направить потенциальному работодателю. Такой инструмент оценки можно использовать как для отбора на позиции молодых специалистов, так и на позиции менеджеров среднего звена.

Плюсов у формата много, но есть и обратная сторона. Далеко не все кандидаты умеют хорошо держать себя перед камерой, скрыть волнение, поэтому слова-проговорки, другие элементы волнения могут снижать нашу оценку и в итоге отсекать подходящих кандидатов без более глубокой проверки на соответствие опыта и мотивации, просто из-за того, что не понравилось, как они держатся перед камерой.

В нашей практике был кейс, когда клиент сначала отказал кандидату по видеорезюме, но нам удалось убедить клиента провести полноценное личное интервью, и именно этому кандидату в итоге сделали джоб оффер. Поэтому для отбора на позиции узкопрофильных специалистов такой формат не подходит.

По нашей оценке, будущее у такого формата безусловно есть. С течением времени кандидаты научатся готовить видеорезюме более профессионально, находить и держать фокус в своих видеопрезентациях. Такой формат из экзотики перейдет в более привычный, классический инструмент оценки и способ взаимодействия».

Екатерина Котова, консультант направления HR международной рекрутинговой компании Hays, считает видеорезюме оригинальным способом знакомства с кандидатами. Благодаря такой сжатой видеопрезентации сразу видно, как человек расставляет приоритеты, что для него самое главное в работе и достижениях. Формат помогает понять, соответствует ли кандидат требованиям компании.

Однако, по словам Екатерины, такой вариант редко используют для первого знакомства с соискателями. Чаще всего сначала HR знакомится с письменным CV, на основании этого формирует свои вопросы и просит кандидата записать ответы на видео.

«Идеальное видеорезюме, как и классический письменный вариант, должно быть лаконичным и отражать самые ключевые моменты в опыте и персоналии, – говорит Екатерина. – Здесь обязательно стоит контролировать мимику, смотреть в камеру, улыбаться, избегать слов-паразитов и быть искренним».

Как отсматривать видеорезюме

Конечно, далеко не все владеют навыками монтажа видео, умеют выставлять свет (да большинство людей просто не будут думать о таких тонкостях). Так что, рекрутеры, будьте готовы к тому, что вы получите видео не лучшего качество. Но это не страшно. Гораздо важнее то, как кандидат одет и на каком фоне снимает видео – это покажет внимание человека к мелочам и то, насколько он хочет получить работу (озаботился ли он тем, чтобы надеть рубашку для съемки, или решил сниматься в мятой футболке на фоне плаката любимой металл-группы).

Обратите внимание на язык тела кандидата. Смотрите, умеет ли человек говорить достаточно свободно без сценария и чтения по бумажке, умеет ли коротко обозначить суть своего предложения, «продавать» себя.

Если необходимо для будущей должности, оцените, насколько креативно соискатель подошел к созданию резюме (некоторые даже разбавляют собственное повествование рекомендациями от коллег – смотрите, насколько это релевантно именно для вас и вашей компании).

Составьте шорт-лист из лучших роликов и пересмотрите их еще раз, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили.

Наш эксперимент

Мы решили проверить, как работодатели реагируют на видеорезюме кандидатов на линейные позиции. Девушка и молодой человек записали в сервисе Worki два ролика, при этом не оставив в анкете никаких других данных, кроме возраста и места проживания. Чтобы что-то узнать о кандидате, рекрутер должен был просмотреть короткое видео (менее 30 секунд).

Наши кандидаты предоставили примерно одинаковую информацию: молодые люди без опыта работы, активные, любят общаться, ищут работу в сфере обслуживания. Далее соискатели разослали резюме на разные вакансии, в основном в сфере HoReCa (официант, администратор, бармен, менеджер кинотеатра).

В итоге на отправленные резюме в обоих случаях положительно ответили примерно 35% работодателей (что, согласитесь, неплохо, учитывая незаполненный профиль). Любопытно, что было мало предложений работы официантами или администраторами, зато работодатели охотно приглашали на собеседования на работу бармена, баристы, аниматора, модели. А юноша даже получил приглашение танцевать стриптиз.

Похоже, для «серьезных» должностей (с меньшей развлекательной направленностью, например, официант) все-таки важнее опыт, чем внешность и умение презентовать себя. А вот для танцовщиков и аниматоров видеорезюме будут очень кстати. И мы считаем, что это очень правильно: по ролику видно, что человек не стесняется, готов общаться с людьми, харизматичен. При таких исходных данных, когда у человека нет опыта и практически нечего писать в резюме, видеорезюме – действительно работающий инструмент.

Выводы

Мы выяснили, что видеорезюме еще не пользуются большой популярностью среди российских рекрутеров и кандидатов – при том, что инструмент уже доступен. Главная проблема, похоже, в том, что сами кандидаты не уверены, что могут записать достойный ролик.

Впрочем, оказалось, что видеорезюме работает как для поиска линейного персонала, так и для топовых позиций. Во втором случае больше подходит формат, когда человек записывает видео, отвечая на вопросы компании. В случае с «синими воротничками» подойдет записанный в свободной форме ролик. Особенно это полезно, когда у кандидата нет опыта. Например, вам нужен кассир или продавец, которому нечего рассказать о предыдущей работе в резюме. Он записывает видео на 30-40 секунд, по которому сразу видно: внешность нормальная, проблем с общением и донесением мыслей нет. Это удобно и экономит время рекрутера.

Технология пока набирает обороты, и мы полагаем, что видеорезюме сегодня будет отличным дополнением к привычному письменному резюме.