Амбассадор Worki Андрей Сорокин с высоты своего опыта рассказывает, как правильно провести телефонное интервью с кандидатом.

Главная цель телефонного интервью – оценить кандидата по основным параметрам (профессиональная мотивация, коммуникативные навыки, зарплатные ожидания), а также сверить данные, указанные в резюме.

Вторая, не менее важная задача  – «продать» компанию.

Желание соискателя работать «именно в этой компании» зачастую возникает после телефонного интервью с рекрутером. Так, собеседование по телефону – это эмоциональная продажа. Как и что будет сказано в разговоре, играет важную роль в формировании желания у кандидата попасть к вам на работу.

Предварительное собеседование, проведенное по телефону, позволяет значительно сэкономить время рекрутера и время кандидатов. Последнее еще и влияет на формирование положительного бренда работодателя.

Алгоритм проведения телефонного интервью

  1. Приветствие: «Александр Сергеевич, добрый день».
  2. Представиться: «Меня зовут Андрей, я менеджер по персоналу компании Worki».
  3. Говорим, что хотели бы побеседовать несколько минут и уточняем, удобно ли кандидату сейчас разговаривать: «Я получил ваше резюме на вакансию менеджера и хочу задать несколько вопросов, удобно поговорить сейчас?».
  4. Если кандидату общаться сейчас неудобно, спросить, когда ему можно будет перезвонить (обязательно позвонить в условленное время).
  5. Уточнить, что кандидат знает о нашей компании и вакансии. Предоставить необходимую информацию.
  6. Задать кандидату заранее подготовленные вопросы: зарплатные ожидания, какие варианты должностей рассматривает, опыт работы кратко, основные навыки и умения согласно нашей вакансии. Возможно отклонение от сценария интервью, если что-то требует уточнения или кандидат раскрывается постепенно.
  7. Предложить кандидату задать свои вопросы.

Чтобы интервью не получилось скомканным и вы смогли выяснить наиболее важные для первого фильтра вопросы, рекомендуем придерживаться определенных правил.

Правила проведения телефонного интервью

  1. Если кандидат говорит долго и много, можно вежливо остановить его, сказав, что эти вопросы вы сможете обсудить при личной встрече.
  2. Если обнаружились расхождения в ожиданиях, требованиях, то лучше сразу сказать об этом кандидату, завершая разговор.
  3. Если взаимный интерес подкрепился, назначить встречу с кандидатом. Сообщить местоположение офиса (предприятия), возможности проезда и особенности охраны на входе; продублировать информацию SMS-сообщением или на почту.
  4. Если планируется проведение тестирования после собеседования, то необходимо уведомить кандидата о том, сколько времени на это понадобится.
  5. Обязательно фиксировать ответы кандидата и особенности контакта.
  6. Отмечать собственные ощущения и впечатления во время контакта («впечатление искреннего и открытого человека», «вызывает раздражение», «очень приятный, располагает к себе», «напористый, старается перекричать собеседника»).
  7. Сразу после интервью написать развернутый отзыв, отмечая собственные ощущения и впечатления, мотивы поиска кандидатом работы, а также мотив в работе и ценности, если они являются для рекрутера очевидными. Это поможет строить дальнейшее общение с кандидатом.

Собственные ощущения, особенно если правильно к ним относиться и уметь их интерпретировать, станут важным источником информации.

Для тех, кто только начинает проводить телефонные интервью или делает первые шаги в рекрутинге, предлагаем примерный сценарий такого интервью.

В случае массового подбора персонала скрипт телефонного интервью необходимо составлять более коротко и емко. Уточнять нужно только наличие навыков и качеств, которые являются обязательными для приема в вашу компанию.

Если во время интервью кандидат ссылается на то, что в резюме информация на заданный вопрос уже есть, просите повторить. Скажите, что вам важно составить личное представление об опыте соискателя и дополнительно сверить данные по резюме. Обращайте внимание на важную информацию, которую соискатель либо не указал в резюме, либо намеренно скрыл. Просите уточнить.

Некоторые кандидаты рвутся сразу прийти на личную встречу, не желая общаться по телефону. Тактично объясняйте, что у вас плотный рабочий график и вы не можете встречаться без предварительной договоренности.

Правильно заканчивайте разговор, чтобы была возможность вернуться к нему в любое время. Договаривайтесь о времени повторного созвона. Помните, что не стоит обнадеживать кандидата и заставлять его долго ждать.

Телефонное интервью не сможет полностью заменить очное собеседование. Фраза «по телефону на работу не принимают» верна. Однако предварительное проведение собеседований по телефону позволит сильно сэкономить ваше рабочее время и выстроить эффективный процесс найма персонала в компанию.

Однако можно – и нужно – применять альтернативный вариант предварительной оценки кандидата: не звонить ему, а использовать, например, функцию нашего сервиса Worki – чат с соискателями. Чат позволяет вести переписку с кандидатами в удобное для вас время. Учитывая, что все большее количество пользователей заменяют общение по телефону на общение в мессенджерах, наш чат гармонично и продуктивно дополнит систему подбора персонала.