Акция «Приведи друга – получишь бонус» работает не только в кафе или ритейле. Собрали примеры от экспертов и компаний, которые платят сотрудникам за рекомендации, чтобы вы могли решить, во сколько оценить реферала.

Советы рекрутеров

«Единоразовая выплата 3000 руб., если отработал 3 месяца». Станкостроительный завод.

«Уже год действует акция для розницы. За узкопрофильного сотрудника на входе – 500 грн. и по итогам испытательного срока тоже 500 грн. Плюс такая же мотивация за обычного продавца-консультанта, так как эту вакансию мы уже можем назвать узкопрофильной». Медицинская компания.

«Единоразовая выплата 25 000 руб. (включая налог 13%), если приглашенный прошел испытательный срок. Для всей компании, кроме директоров (им эта выплата не положена). Все условия прописаны в Положении об оплате труда». Международная компания по электрическим системам зданий.

«Колл-центр, акция работает на привлечение новых людей уже работающими сотрудниками – на должность оператор колл-центра. Так как у операторов оплата почасовая, то в рамках акции они получают 2 грн. (5 руб.) от 1 часа, проработанного рефералом. Иногда даем увеличенный бонус (3-4 грн. от часа) или 500 грн. в качестве единоразового бонуса – но при условии отработки рефералом полного рабочего месяца».

«Запускали для сотрудников в банке. Хороший отклик был. Важно расписать «на берегу» все условия, чтоб не оказалось обиженных. Ну и само собой, HR-служба в такой акции не участвовала».

«У нас есть фиксированная сумма – 30% от оклада новичка, выплачивается при выходе кандидата на работу, 70% – после прохождения испытательного срока. Хорошо работает для для привлечения низкоквалифицированного персонала и средних позиций». Завод в Москве.

«Небольшое рекламное агентство. Любое направление. 15 000 руб. в виде премии, если рекомендованный человек продержался у нас полгода».

«Для продавцов в магазинах в ритейл – 5 000 руб. gross за успешно сдавшего аттестацию после месяца работы».

В крупных компаниях

За рубежом компании готовы давать рекомендателям хорошие бонусы, особенно за IT-специалистов. Например, разработчик софта ThoughtSpot выплачивал аж $20 000 (1,3 млн руб.) за подходящего реферала. Если думаете, что такая сумма – редкость, то нет: столько же платит и компания Asana, занимающаяся разработкой систем управления проектов, за рекомендации инженеров.

Вообще, согласно статистике, в зарубежных компаниях реферальные бонусы варьируются от $250 до $25 000 (!) за закрытую должность.

В России бонусы за рефералов поскромнее. Например, в 2016 году в компании «Яндекс» заявили, что готовы платить 100 000 руб. за рекомендацию на должность мобильного разработчика. Бонус можно было получить после того, как сотрудник выходил на работу.

В компании Auriga (разработка ПО) предлагают 15 000 руб. за младших специалистов (интерны, джуниоры) и сотрудников административных отделов, 30 000 руб. – за всех других специалистов, 50 000 руб. – в особых случаях, при наборе специалистов на «горячие» вакансии и вакансии руководителей проектов.

А в регионах цены еще ниже (но все равно мы считаем, что это отличный бонус к зарплате).

Что в итоге

Реферальные программы хороши тем, что сотрудника рекомендует специалист, который знает компанию изнутри и понимает, что и как там работает. Он материально заинтересован в том, чтобы новичок подошел компании, а значит уверен, что навыки и компетенции приведенного сотрудника будут соответствовать нуждам организации.

Конечно, оплата рефералов зависит от многих факторов (размер компании, должность), но в целом остается на усмотрение работодателя. Это не слишком затратная модель рекрутинга, которую давно используют и «крупняки», и более мелкие компании – потому что, очевидно, она работает.