Сложно сказать, кому первому пришла в голову идея запускать в обращение внутри компаний собственную валюту. Но такая система поощрений эффектная, яркая, а главное – работает.


«Фришки»

Компания I-Free занимается высокотехнологичными штуками вроде NFC-чипов и приложений. Неудивительно, что они ввели цифровую геймификацию работы аж в далеком 2010 году. Каждому сотруднику на месяц выдаются десять «фришек», но не для себя. Он может раздать их коллегам за помощь или впечатляющее выполнение обязанностей. Поощряются и не совсем рабочие дела: участие в жизни компании или просто человеческая поддержка.

Затем эти внутренние деньги можно потратить в магазине компании. Там есть мелочи вроде канцелярии, и кое-что покруче, например, iPhone. Интерес к покупкам поддерживается периодическими аукционами, когда сотрудники постепенно повышают цену на какой-либо «пряник».

У вас наверняка возник вопрос: не используют ли сотрудники такую систему в корыстных целях, намеренно отдавая «фришки» друг другу, чтобы потом прикупить что-нибудь хорошенькое. Так вот, нет: в компании следят, чтобы одни и те же люди не обменивались «фришками» регулярно.

«Бобрики»

Еще раньше внутреннюю валюту ввели в IT-компании и системном интеграторе «КРОК». В организации ходят местные бумажные банкноты, и получить их можно за должностные успехи, перевыполнение плана или работу, сделанную раньше срока. Тратят «бобриков» на приятности вроде спортивного инвентаря, сувениров, настольных игр или билетов на концерты и лекции.

«Хомячки»

Внутренняя валюта банка «Хоум Кредит» действует по принципу тех, о которых мы уже рассказали, но есть одно приятнейшее отличие. В банковском магазине «хомячков» можно потратить не только на мелочевку, но даже на автомобиль. В истории компании уже трое сотрудников приобрели четырехколесного товарища за 70 000 «хомяков».

Сейчас систему, увы, вывели из обращения

«Мегабайт»

Немецкая компания по IT-услугам и консалтингу T-Systems (в российском отделении работают более 1 000 человек) выдает каждому сотруднику по 20 «мегабайт» в неделю. Эту валюту сотрудник раздает коллегам в качестве благодарности за хорошую работу, а если не успевает, они сгорают. В T-Store за «мегабайты» можно купить подарки и себе, и коллегам. В виртуальном магазине специально предлагают лишь недорогие вещи, чтобы не превращать систему мотивации в исключительно материальную.

«Репы»

В «М.Видео» геймификацию и вовсе не подкрепляют материальными ценностями. В компании 18 000 сотрудников, и они обменивают «репами» в качестве «спасибо». Конечно, есть и рейтинги: самый трудолюбивый и полезный сотрудник может гордиться тем, как высоко он поднялся.

Нет, вообще-то, скептицизм здесь не очень уместен. Потому что в итоге «М.Видео» переводит накопленные «репы» в реальные рубли и передает их на благотворительные цели, в детские дома. Так что сотрудники чувствуют себя причастными к доброму делу.

Зачем все это?

Казалось бы, взрослые люди, зачем играться в игрушки, да и чем такой способ лучше привычных премий?

Ну, во-первых, своевременностью. Ведь как бывает: человек отличился на работе, а премия придет только в конце месяца (а то и позже). А хочется, чтобы тебя похвалили, погладили по головке прямо сейчас: так и мотивация сразу повысится, и будешь готов к новым свершениям.

Во-вторых, это практично. Выпуск внутренней валюты не затратен, она не подвержена инфляции, ее оборот легко контролировать, можно обменивать на продукцию предприятия – в общем, все остается внутри компании. Да и курс валюты можно регулировать самостоятельно, в зависимости от того, как идут дела у организации.  

Это не просто мотивация, но развитие лояльности сотрудников к работодателю. Особенно эффективен такой способ в работе с центениалами и миллениалами. Геймификация помогает заинтересовать цифровое поколение и вовлечь его в рабочий процесс. Это и правда один из немногих случаев, когда материальная сторона вопроса отходит на второй план.