Эйчар и CEO ассессмент-платформы Mercer Mettl Сиддхартх Гупта рассказывает, какие возможности новые технологии дарят линейным сотрудникам.

Технологический прогресс упрощает выполнение повседневных рутинных задач. Однако доставкой, продажей и упаковкой по-прежнему занимаются люди – линейные работники. Они – важное звено в процессе производства и предоставления услуг и товаров.

Современные компании проводят базовое обучение работников, чтобы те лучше понимали, как работать с технологиями и обеспечивать высокое качество обслуживания. И такое обучение – путь к успеху компании на меняющемся рынке.

Технологические проблемы на рынке труда

Исследования издания MIT Technology Review показывают: 83% работников, которые зарабатывают менее $20 в час, находятся под угрозой потери рабочих мест из-за автоматизации. Инновационные технологии, например, искусственный интеллект и машинное обучение, действительно могут заменить многих сотрудников.

Дело в том, что обязанности таких сотрудников обычно очень трудоемкие, а роботы могут справляться с ними без труда. Речь идет, скажем, о машинах-автопилотниках или дронах, которые доставляют заказы.

Но это не обязательно означает, что «синие воротнички» останутся без работы. В отчете Всемирного экономического форума говорится, что автоматизация также может создать миллионы новых рабочих мест в будущем. Впрочем, для них нужна особая квалификация и практические знания инновационных технологий.

Поэтому компании уже начинают обучать линейных сотрудников новым навыкам – работе с цифровыми технологиями и возрастающими потребностями клиентов. Благодаря этому сотрудники остаются достаточно квалифицированными и могут адаптироваться к новым требованиям, развиваться.

Как повышать квалификацию рабочих

Чтобы обеспечить эффективное обучение, руководству компаний следует сообщать о текущих изменениях своим сотрудникам. Люди должны понимать процессы от начала до конца, быть в курсе всех нюансов перехода к работе с новыми технологиями и осознавать свою роль в этом. Такой подход уменьшает тревожность относительно будущего линейных сотрудников и повышает их доверие к работодателю, а еще – помогает понять и принять важность такого обучения, не сопротивляться ему. Говорите с людьми, объясняйте им, и они пойдут вам навстречу.

Вот что нужно держать в уме, если перед вами стоит задача повысить квалификацию работников.

  • Пробелы в квалификации. Создайте «дорожную карту», которая отразит все имеющиеся отраслевые навыки сотрудников и покажет, каких квалификаций им не хватает, чтобы успешно выполнять работу в будущем. Такая информация о пробелах в квалификации поможет определить шаги и метрики для создания программ развития и переобучения.
  • Понятное и вовлекающее обучение. Компании должны использовать привлекательные учебные модули, которые понятны сотрудникам – желательно в аудио- или видеоформате. Также хорошо работает геймификация. Общий курс должен познакомить сотрудников с основными тезисами, а затем, опираясь на них, расширить знания работников в более конкретных, отраслевых концепциях.
  • «Мягкие» навыки. Технические знания помогают оптимизировать бизнес-операции, однако «мягкие» навыки служат необходимым дополнением для повышения эффективности работы. Помогите сотрудникам прокачать самые важные soft skills – например, навыки командной работы и критического мышления.
  • Персонализация контента. Эйчары и линейные менеджеры должны учитывать, что у сотрудников – разные компетенции и стиль восприятия информации, так что и обучать их нужно по-разному. Предлагайте персонализированные обучающие программы для работников в соответствии с их навыками и способностями. И помните, что руководители должны быть вовлечены в разработку программ обучения, потому что они понимают слабые и сильные стороны своей команды лучше, чем кто-либо другой.

И еще несколько советов. Используйте системы управления обучением (LMS) и создавайте гибкую корпоративную культуру, поощряя взаимное обучение, наставничество и менторство. Это хорошая мотивация для сотрудников, ведь так они понимают, что их знания и умения ценят.  

Чтобы стать по-настоящему высокотехнологичной, компания должна делать организационные структуры более гибкими. Жесткая иерархия мешает «белым» и «синим воротничкам» обмениваться идеями и учиться друг у друга. Гибкость же послужит основой для плоской организационной структуры, где иерархия минимизирована, а возможности для обучения только растут.

Новые технологии – это не угроза «синими воротничкам», а возможность повысить квалификацию и стать более востребованными на рынке труда, а для компании – повысить эффективность. Технологические изменения не должны пугать линейных сотрудников, а наоборот, помогать приобретать навыки, которые будут полезны и сейчас, и в будущем.