Даже один человек с пассивно-агрессивным поведением может мешать коллективу и вредить бизнесу. Токсичные сотрудники не всегда инициируют конфликты сознательно — быть может, они недостаточно социализированы или просто неуклюжи в общении.

Рассказываем, как вести себя с коллегами, чьё поведение оскорбительно и омрачает будни.

Токсичные сотрудники — это кто?

В общих чертах — люди, осознанно или неосознанно разрушающие бизнес, критикующие идеи без предложения альтернатив и негативно влияющие на коллектив своим поведением. Применимо к офисным сотрудникам термин впервые употребили Майкл Хаусман и Дилан Майнар в статье 2015 года How to Manage a Toxic Employee.

Выясняем, есть ли сотрудники-вредители в вашем офисе

Понять, что с коллективом что-то не так, несложно. Токсичные коллеги сплетничают и плетут интриги, не считаются друг с другом, оказывают психологическое (а иногда и физическое) давление на тех, кто не может дать сдачи.

Часто так ведут себя начальники небольших подразделений по отношению к исполнителям. Например, менеджер злоупотребляет положением и использует курьера в личных целях, а старший специалист в приказном тоне просит секретаря выполнить личное поручение.

Другой пример — дедовщина. Коллеги, давно работающие в компании, муштруют новичков. При этом на фоне взысканий нет поощрений: хорошо выполненная работа воспринимается как должное, а за ошибки ругают, переходя на личности.

Классифицируем и учимся взаимодействовать

Автор книги «Корпоративная фигня: Гид по выживанию» Блэйн Лумер объединил токсичных сотрудников в разные типажи. С каждым из них можно попытаться найти общий язык или понять, как противостоять их действиям, чтобы не переходить в открытую конфронтацию.

Политик

Человек, ставящий продвижение по карьерной лестнице и «политические гонки» в офисе выше своих основных обязанностей. Вместо выполнения текущих задач такие коллеги набиваются в друзья к руководителям, трепетно относятся к своему эго и стараются заручиться максимальной поддержкой коллектива в любом споре. Часто присваивают себе чужие заслуги — например, говорят, что выполнили большую часть работы в совместном проекте, даже если это не так.

Как сработаться:

Документируйте выполненную работу и сохраняйте скриншоты переписок. Начните  самостоятельно презентовать отчёты, напоминайте о своём участии в проекте, если он был совместным.

Задира

Агрессивный «политик». Так Лумер называет коллег, громко кричащих о своей роли в проекте. При этом почти всегда задиры избегают принятия любых важных решений, перекладывая ответственность на других.

Такие сотрудники легко обвиняют коллег в провале задачи, делая это агрессивно, — выяснить, кто был неправ, для них важнее, чем устранить проблему.

Как сработаться:

Заранее спланировать проект так, чтобы все ответственные решения проходили через такого коллегу. Сразу обговорите зоны ответственности — хорошо, если договоренность завизирует руководитель. Ещё лучше, если важные совещания и неизбежные митинги будут проходить в присутствии третьей стороны, выступающей «волнорезом».

Королева драмы

Тип коллег, живущих за счёт отрицательной энергии. Получив задачу заблаговременно, они прокрастинируют до последнего момента — работать начинают только тогда, когда проект близится к «смерти».

Преувеличивают сложность любого задания, драматизируют и усугубляют самую простую ситуацию. Возникающие проблемы считают слишком сложными, не проявляют никакой инициативы в их решении.

Как сработаться:

Здесь придётся немного схитрить — назначить фактический дедлайн раньше номинального. Так вероятность того, что проект сорвётся из-за очередного личного кризиса коллеги, сводится к минимуму.

Доносчик

Такие люди есть в каждом офисе — они распускают слухи, сплетничают и доносят о малейших ошибках, допущенных во время работы. Доносчики считают, что работа информатором поможет им быстрее продвинуться по карьерной лестнице, делая приближёнными к начальству.

Как сработаться:

Посмотрите, как начальство реагирует на ябедничество — если коллектив поощряет такое поведение, лучше в нём не задерживаться. Если возможности поменять работу нет — не контактируйте с такими людьми без необходимости, избегайте любых личных отношений.

Коллектор

Коллега-коллектор запоминает все оказанные услуги — профессиональные и личные, помощь в крупных проектах или в мелочах, вроде просьбы купить кофе по дороге на работу. При работе над совместным проектом вам припомнят каждый «неоплаченный должок», при этом о своих обязательствах перед кем-либо коллекторы часто забывают.

Как сработаться:

Общение с коллекторами похоже на займ в микрокредитной организации — без крайней нужды с ними лучше не связываться.

Офисные казановы

Большинство западных компаний не приветствует открытое проявление личной симпатии в офисе — считается, что флирт вредит работе. В России с этим не так жёстко — многие фирмы не регламентируют личные отношения.

Как сработаться:

Лумер рекомендует не ввязываться в офисные интрижки ни при каких обстоятельствах. Если всё же собираетесь завести служебный роман, помните о цифровой гигиене: в переписке не обсуждайте ничего, что могло бы быть использовано против вас в случае размолвки.

Коммуникаторы

На первый взгляд это довольно безобидные персонажи — коммуникаторы много шутят, постоянно общаются на личные темы и выглядят вполне дружелюбно.

До тех пор, пока вы на одной волне, всё идёт хорошо. Проблемы начинаются, когда вы хотите сосредоточиться на срочной задаче и отказываетесь пойти на очередной кофебрейк — коллега обижается, перестаёт помогать в работе вплоть до саботажа.

Как сработаться:

Если общения с коммуникаторами не избежать, а ссориться не хочется, перед началом перерыва обозначьте, сколько у вас есть времени на отдых. Соглашаясь на кофе, скажите, что уже через десять минут вы должны обслуживать клиента или бежать на важную встречу, — так у общения появятся «рамки дозволенного».

Думаем, что делать дальше

Практически в любом коллективе есть токсичный коллега, подходящий под описанные типажи. Хорошо, если это один или два человека, с которыми необязательно взаимодействовать ежедневно. Хуже, если манипуляции и подковёрные игры использует весь коллектив.

Осознав проблему, обратитесь к эйчару или непосредственному руководителю. Чтобы это не выглядело как донос или личная обида, соберите конкретные примеры нездорового поведения коллеги, отфильтруйте всё личное и эмоциональное и объясните на очной ставке, как это вредит бизнесу.

Если же вы сделали всё, что могли, но ситуация осталась прежней, попросите перевести вас в другую смену, поменять проектную команду или разрешить работать удалённо.

Иллюстрации: Георгий Вишневский