Люди часто встречают своих партнёров на работе. При этом далеко не все компании одобряют романтические отношения между коллегами — в книге сотрудника или внутреннем рабочем уставе может существовать отдельный пункт, запрещающий флирт и проявления симпатии в офисе.

Рассказываем, как быть, если влюбились в коллегу: как себя вести, чтобы не беспокоить коллектив, когда рассказывать об отношениях начальству и что делать, если расстались с боссом.

Почему люди влюбляются в коллег?

При совместной работе мы тесно общаемся друг с другом, переживаем объединяющие стрессовые ситуации и моменты профессионального триумфа. Этого вполне достаточно для возникновения чувств, утверждают учёные из Техасского университета.

Профессор Эми Николь Бэйкер из Университета Нью-Хэвен подтверждает написанное выше — люди часто влюбляются в похожих на себя партнёров. По её мнению, социальная привлекательность любовников, их карьера и статус на работе не менее важны, чем внешность и характер.

В романтических отношениях люди часто ищут то же, что и работодатели на собеседовании, — надежность, исполнительность, честность и умение брать на себя ответственность. Понять, есть ли набор этих качеств в избраннике, проще, работая в одном коллективе.

Оцените риски

Если вы дорожите рабочим местом, перед началом романтических отношений важно вспомнить некоторые нюансы и действовать осмотрительно.

В отношениях с коллегой, как и в любых других, всегда есть шанс, что любви не получится. Партнёры могут поссориться или обидеться друг на друга, а выходить на работу и доделывать проект всё равно придётся.

Профессор психологии и маркетинга Техасского университета Арт Маркман рекомендует использовать принцип «двойных отношений» из психоаналитики — между доктором и пациентом не должно быть ничего, кроме терапии.

Конечно, это правило неприменимо к дружбе — иногда сотрудники становятся неплохими товарищами. Тем не менее коллектив прохладно воспринимает романы в офисе, особенно с начальством: если работаете с токсичными коллегами, сплетни о личной жизни могут навредить профессиональной репутации.

Определитесь с намерениями

Предположим, вы решили пойти дальше и проявить симпатию. Изучая последствия романтических отношений на работе, социологи пришли к выводу, что коллектив всегда даёт оценку происходящему.

Если коллеги сочтут, что вы инициируете служебный роман для удовлетворения своего эго или из корыстных побуждений, это похоронит вашу карьеру. Другими словами, не нужно превращать офис в Тиндер-офлайн.

При этом на работе благосклонно относятся к парам, в которых видят искреннюю заботу друг о друге — например, когда в коллективе работают муж и жена или партнёры, состоящие в длительных отношениях.

Узнайте, как компания реагирует на романы

Многие американские и европейские корпорации запрещают сотрудникам встречаться с коллегами, продавцами, клиентами или поставщиками. В некоторых случаях руководство может расценить навязчивые попытки устроить свидание как сексуальное домогательство.

На Западе такие порядки действуют уже несколько десятилетий, но после движения #MeToo, осуждающего любые формы сексуального насилия и харассмента, нормы взаимоотношений стали однозначнее.

В крупных компаниях, вроде Facebook и Google, пригласить на свидание коллегу можно лишь однажды. Если девушка или мужчина отказываются под любым предлогом, корпоративные инструкции запрещают инициировать встречу повторно.

Российские IT-компании, наоборот, приветствуют близкую дружбу между сотрудниками и создание семей внутри коллектива — проектируя офисы, выделяют места под кинотеатры и кафе, чтобы коллеги могли проводить больше времени вместе.

Обычно взаимоотношения между ними не регламентируются, если не приводят к конфликту интересов. Такой пункт встречается иногда в трудовых договорах — начальство может не одобрить роман между менеджером отдела продаж и исполнителем услуг или любовь директора по закупкам к руководителю хозяйственной части, если компания проводит тендеры.

В таком случае одному из партнёров предлагают перевод в другой отдел или филиал. Если такого пункта нет в трудовом договоре или приложении к нему, увольнять за романтические отношения незаконно.

Рассказывайте об отношениях правильно

О возникших романтических отношениях с коллегой лучше рассказать начальству. Когда это сделать — решайте сами, но точно не после первого свидания и вряд ли накануне свадьбы.

Первым поставьте в известность своего супервайзера, затем — HR-бизнес-партнёра. Лучше, чтобы начальство узнало о романе от вас напрямую, а не из сплетен коллег.

Иногда пары рассказывают о своих отношениях в надежде, что одного из партнёров продвинут по карьерной лестнице: существует миф, что людям в браке и с ипотекой охотнее дают прибавку. Не воспринимайте деанонимизацию романа как повод для повышения зарплаты — зарабатывать больше можно и другими способами, без манипуляций и хитростей.

Не целуйтесь на работе

Иногда партнёры забываются — обнимаются и целуются на рабочем месте, держатся за руки, выясняют отношения за столом. Регламентировать такие нюансы документально не получится — напоминать о воспитании и нормах приличия будет эйчар или непосредственный руководитель подразделения.

Австралийский Journal of Managerial Psychology исследовал восприятие офисного флирта. Большинство респондентов отнеслись к открытым проявлениям романтической симпатии негативно, кто-то даже задумался о смене коллектива.

Договоритесь с партнёром оставить все проявления привязанностей вне офисных стен. Это позволит лишний раз не акцентировать внимание на личных связях.

Что делать, если расстались?

Непрофессиональное поведение сотрудников после разрыва романтических отношений — одна из основных причин, по которой работодатели не любят служебные романы. Начальство не хочет быть свидетелем драмы на рабочем месте и терять сотрудников, если те больше не могут работать в одном здании.

Ведите себя сдержанно и не выясняйте отношения на рабочем месте. Не пытайтесь использовать фрагменты личной переписки с бывшим партнёром, чтобы стравить его с коллегами или руководством — скорее всего, в результате конфликта пострадаете вы сами.

Если чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, честно скажите об этом начальнику и попросите о переводе в другой отдел или филиал компании.

А можно сделать так, чтобы о романе никто не знал?

Возможно, партнёрам категорически не хочется рассказывать о своих отношениях. Причины для этого могут быть разными, но порядок действий — похожий.

Следуйте простым правилам цифровой и публичной гигиены: не используйте корпоративные мессенджеры и телефоны для личной связи, не задерживайтесь вместе на обеде и не приезжайте на работу в одном автомобиле.

Будьте аккуратны, публикуя совместные фотографии в соцсетях: ограничьте доступ к страницам, обновите список «лучших друзей» в Инстаграме и не делайте ничего, что могло бы стать поводом для сплетен.

Материал помогла подготовить HR-бизнес-партнёр сервиса Юла Анна Донец

Иллюстрации: Георгий Вишневский