Рекрутер приглашает вас на собеседование — если встреча пройдёт успешно, вам предложат работу. Вспоминаем самые распространённые ошибки во время интервью и рассказываем, как к нему подготовиться, чтобы получить оффер.

Собеседоваться в компанию, о которой вы ничего не знаете

Обычно кандидаты имеют общее представление о фирме, куда хотят устроиться, но фокус их смещён скорее на должностные обязанности.
И рекрутеры, и руководство хочет, чтобы будущий сотрудник понимал особенности компании, в которую устраивается, — посмотрел её профили
в соцсетях, имел представление о специфике отрасли и бизнеса.

Как исправить?

Перед собеседованием нужно сделать элементарную домашнюю работу — зайти на сайт компании, прочесть информацию о ней, понять миссию
и ценности работодателя. Можно сравнить должностные обязанности позиции, на которую собеседуетесь, на сайтах вакансий: так у вас получится актуализировать информацию о должности, адекватнее оценивать свои возможности и требования рекрутера.

Опоздать или приехать слишком рано

Для людей, опаздывающих на собеседования, существует специальный термин — «безработный». Если без шуток, день рекрутера расписан
от начала и до конца — вероятно, после интервью с вами у эйчара стоит ещё одна встреча, на которую нельзя опаздывать.

С другой стороны, слишком раннее появление в компании доставляет дискомфорт офис-менеджеру и нанимателю: всё время до встречи вас нужно чем-то занимать. Ещё эйчару может показаться, что вы сильно нервничаете.

Как исправить?

Будьте в офисе за десять минут до начала собеседования. Время на дорогу рассчитывайте с учётом пробок и нагрузки на общественный транспорт. Хорошо, если перед интервью у вас не будет других дел, из-за которых можно задержаться.

Обычно при согласовании встречи рекрутер оставляет свои контакты — если опаздываете, предупредите об этом заранее.

Промахнуться с внешним видом и тоном общения

Одежда, интонация и лексика должны соответствовать должности,
на которую вы претендуете. На собеседование в финансовые организации наденьте костюм, в ресторан или кофейню — однотонную футболку.

Называть при знакомстве «приятелем» банковского клерка — не лучшая идея, равно как и «выкать» там, где принято обращаться друг к другу
на «ты».  

Как исправить?

Посмотрите на фотографии сотрудников фирмы в её соцсетях — примерно так следует выглядеть на интервью. Тон общения задаёт рекрутер в первые пару минут встречи: если эйчар формален, сдержан и спокоен, общайтесь так же, если расслаблен и дружелюбен — отвечайте взаимностью.

Не готовиться к типовым вопросам

Современные компании перестают задавать на собеседовании набившие оскомину вопросы — рекрутеров новой формации больше не интересует, «кем вы видите себя через пять лет» и «почему фирма должна нанять именно вас». Тем не менее адекватные типичные вопросы всё ещё остались — вас могут попросить рассказать о себе, уточнить уровень английского или набросать беглый план первых шагов на новом месте.

Как исправить?

Ответьте себе заранее, откуда узнали об открытой вакансии, почему решили откликнуться на неё, какие зарплатные ожидания имеете. И самое важное — будьте готовы, что вас попросят задать вопросы о компании: так работодатель проверяет, действительно ли вам интересна карьера в фирме или вы рассматриваете предложенную вакансию как временную работу.

Говорить только о себе

Бизнес в первую очередь ценит пользу, которую вы можете ему принести. Эйчару важнее понять, какую ценность вы представляете для компании, чем слушать про ваши дипломы, курсы и карьерные хайлайты.

Как исправить?

Не хвастайтесь, не преувеличивайте и не украшайте. Вместо истории о том, на какие курсы английского ходите, объясните, что можете работать
с иностранцами. Коротко и внятно скажите, как решали бы текущие задачи после приёма на работу.

Говорить о зарплате в первую очередь или вовсе не обсуждать её

О зарплате и бонусах говорите в конце беседы, после того, как обсудите другие важные вопросы. Обычно рекрутер сам поднимает эту тему — называет точную цифру или предлагает вилку из двух окладов с разницей 5000—10 000 рублей.

Как исправить?

Дождитесь, пока наниматель спросит вас о деньгах. Перед собеседованием изучите рынок и просите +10 % от средней оплаты вашей должности, оставляя пространство для манёвра.

Скорее всего, компания постарается снизить ваш оклад — это нормальный процесс торга при трудоустройстве. Если вы согласны на уступки — принимайте предложение, если хотите получать выше рынка — заранее подумайте, какие аргументы озвучить, чтобы такое желание выглядело обоснованным.

Ругать прошлого работодателя

Вероятность, что ваш прошлый коллектив был непрофессиональным, босс — ужасным, а офис — самым безвкусным опенспейсом на свете, — довольно высока. Только говорить об этом рекрутеру в новой компании
не обязательно: во-первых, эйчары в курсе ситуации на рынке и понимают микроклимат в других компаниях. Во-вторых, ругая с порога прошлого работодателя, вы кажетесь ненадёжным и скандальным сотрудником.

Как исправить?

Следите, чтобы любые ремарки о прошлом месте работы и коллегах
не выходили за рамки профессиональных. Если рекрутер станет задавать вопросы, честно отвечая на которые, легко перейти границы такта, вежливо откажитесь от ответа — скорее всего, эйчар верно истолкует ваше молчание.