Компания Bonusly занимается вопросом вовлеченности персонала. Мы посмотрели их исследования, а еще – исследования американского Института общественного мнения Гэллапа, и готовы поделиться самыми важными тезисами и цифрами.

Согласно данным исследовательской группы The Conference Board, с 2019 года в мире наблюдается дефицит кадров в различных сферах промышленности: это и сельское хозяйство, и добыча полезных ископаемых, и строительство. Это важный факт, который должны учитывать работодатели и эйчары: нанимать и удерживать представителей различных «воротничков» становится сложнее. А вовлеченность сотрудников напрямую влияет на производительность труда, так что озаботиться этим фактором тоже будет полезно.

Сегодня вовлеченность сотрудников – не просто красивые слова, но инструмент, который позволяет компаниям сократить текучесть кадров и затраты на подбор новых людей.

Если говорить коротко, вовлеченность сотрудников – это их эмоциональная приверженность работодателю, работе и коллективу, понимание и принятие миссии компании. Повышать вовлеченность сотрудников – значит учитывать их интересы и признавать заслуги. Вариантов множество: это премии, льготы, бонусы за эффективную работу – общем, как принято говорить, «плюшки».

Немного «воротничковой» терминологии

Термином «синие воротнички» мы обозначаем людей, которые заняты физическим трудом, – рабочую силу, противоположность офисным работникам. Это понятие также обычно подразумевает, что «синие воротнички» получают меньшую зарплату, чем «белые», потому что их обязанности требуют меньшей квалификации. Конечно, далеко не всегда это соответствует действительности, однако мотивация у «синих» и «белых воротничков» все-таки зачастую отличается.

«Розовые воротнички» – это работники-женщины, причем чаще всего опять же не самой высокой квалификации. «Розовыми воротничками» называют секретарей, машинисток, телефонисток. Они также отличаются от типичных «белых воротничков» – и оплатой труда, и мотивацией, и их мы будем включать в понятие «синие воротнички».

Кому что важно

Согласно данным Bonusly, характер удовлетворенности разных «воротничков» от работы сильно отличается. «Белые» прежде всего получают удовольствие за счет содержания работы – то есть непосредственно от своих обязанностей. «Синих» же больше мотивирует зарплата, условия труда, стабильность и отношения внутри коллектива.

Впрочем, есть и кое-что общее: и те и те «воротнички» заявляют, что для них важно признание со стороны работодателя.

Что касается работников с почасовой оплатой труда, то их, очевидно, в первую очередь интересуют денежные бонусы. И это касается не только зарплаты, но и оплачиваемого отпуска, и компенсаций за питание, и оплаты проезда до места работы.

Отсюда – совет работодателю: связать систему вознаграждений «синих воротничков» и работников с почасовой оплатой с их эффективностью. Это могут быть поощрения за соблюдение норм безопасности труда, выполнение и перевыполнение плана, достигнутые нормы производительности. И, конечно, не забывайте давать обратную связь сотрудникам: они должны чувствовать себя частью компании и знать, что их работу ценят. И это не обязательно должны быть денежные поощрения: хорошо работают устные похвалы, различные грамоты, небольшие приятности для отличившихся (например, лишний выходной).

Еще несколько любопытных тезисов из исследования

  • Чем ближе люди к пенсии, тем выше их вовлеченность и лояльность к работодателю.
  • Миллениалы чаще других поколений утверждают, что готовы в ближайший год сменить место работы, если им предложат лучшие условия. Из этого и предыдущего тезиса делаем выводы, что вкладывать в вовлеченность молодых работников нужно даже больше, чем в вовлеченность пожилых.
  • Вовлеченность женщин-работников обычно выше, чем у мужчин.
  • Люди без образования чаще рекомендуют работодателей друзьям, чем сотрудники, получившие диплом.
  • Несмотря на важность понимания сотрудниками целей компании, только 41% работников заявляют, что могут сформулировать эти цели.
  • Один из самых низких уровней вовлеченности – у сотрудников сферы обслуживания.
  • Более 80% эйчаров связывают вовлеченность сотрудников с доверием руководству и сильными лидерами. При этом только 29% заявляют, что у них в компании есть такие лидеры.
  • 90% эйчаров уверены, что вовлеченность напрямую влияет на продуктивность работников и уровень обслуживания клиентов.