Согласно статистике, наибольшему стрессу во время работы подвергаются «синие воротнички» (вместе с ними, кстати, еще и менеджеры среднего звена). По мнению исследователей, стресс – это болезнь «нижних этажей» компании (хотя нам все-таки кажется, что стрессу подвергаются все работники, а уж кто сильнее – доказать сложно). Он негативно влияет на производительность сотрудников и, соответственно, на прибыль компании. 80% болезней случаются именно из-за стресса, а болезни сотрудников для компании – это больничные, простои, пониженная эффективность и убытки.

Так что борьба со стрессом – важное сражение, которое эйчар должен выиграть.

Оценка

При найме сотрудников и на линейные, и на топовые позиции необходимо оценивать стрессоустойчивость кандидатов. В первую очередь для этого используют кейс-тесты. Они призваны не показать квалификацию потенциального сотрудника, но помочь понять, как он будет вести себя в определенной (в данном случае – стрессовой) ситуации.

Например, подойдет вопрос: «Вам с коллегой поручили выполнить задачу. Вы понадеялись друг на друга и в итоге задачу не выполнили. Аргументируйте свои дальнейшие действия в данной ситуации». Или: «Три клиента ожидают вашей консультации, постоянно звонит телефон, а тут еще подходит менеджер с выговором. Как поведете себя?». Или: «Как вы будете реагировать на необоснованные претензии начальника?». Чем больше конкретики в вопросах, тем лучше.

Похожий способ для оценки эмоциональной устойчивости – стресс-интервью. Это спорный метод, который приветствуют далеко не все рекрутеры. Однако он наглядно показывает, как кандидат ведет себя в непростой ситуации. Тут также работают различные вопросы и высказывания. Для того чтобы посмотреть, как соискатель реагирует на непонимание и возражения, подойдет фраза: «Я ничего не понял из сказанного вами»; на критику: «Вижу, у вас проблемы с...», «Вы не очень хорошо это объясняете». Можно задавать один и тот же вопрос через небольшие промежутки времени.

Да, мы знаем, звучит по-садистски, да еще и может оттолкнуть хорошего кандидата. Но такой способ, тем не менее, частенько используют.

Существуют и различные психологические тесты на определение стрессоустойчивости. Их легко можно найти в интернете (пример). Среди рекрутеров пользуется популярностью Миннесотский многомерный личностный опросник (MMPI)  и прочие опросники (уровня тревожности, темперамента). Важно: чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно обладать хотя бы минимальными знаниями в области психологии. Можно взять психолога на аутсорс, чтобы тот помогал с такими тестами.

И очевидный метод – взять человека на испытательный срок и следить за его поведением. Но, конечно, компании такие «эксперименты» могут влететь в копеечку.

Тренировка

Простой способ помочь – составить список рекомендаций, универсальных советов, которыми сможет воспользоваться любой сотрудник. У нас есть небольшой пример, но, конечно, для составления полноценного гида по стрессоустойчивости для определенных должностей нужно привлекать опытного психолога (и снова аутсорсинг в помощь).

Организуйте тренинг по стрессоустойчивости: он может быть как авторским, так и от специализированной компании. Привлеките профессионалов, которые научат сотрудников использовать различные методики, например, «прививку против стресса Мейхенбаума». Московские власти также рекомендуют работодателям отправлять линейных сотрудников на тренинги по стрессоустойчивости и навыкам разрешения конфликтных ситуаций. Причем тренинги эти должны быть не одноразовыми, а регулярными.

Есть вещи, которые эйчар может сделать самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов. Как бы банально ни звучало, но стрессоустойчивости способствует позитивное мышление, когда человек после неудачи с одним клиентом не зацикливается, а спокойно работает дальше. Говорите с сотрудниками, поощряйте их, хвалите за успехи, разбирайте ошибки.

Стрессоустойчивость способен повысить и выход из зоны комфорта, опыт приобретения новых навыков. Это не значит, что нужно просить официанта занять место повара. Но работника фастфуда можно периодически перебрасывать на другие задачи, не требующие особой квалификации: например, попросить его помочь коллегам в зале или постоять за фритюрницей.

Согласно исследованиям, самыми распространенными факторами, вызывающими стресс у линейного персонала, являются:

  • физические (температура, запахи, шум в рабочем помещении);
  • производственные (нагрузка, непонимание должностных обязанностей, проблемы в коллективе).

Тут снова на помощь приходит эйчар. Следите за уровнем нагрузки персонала и распределением задач. Своевременно отправляйте работников в отпуск (даже если они просят заменить отпуск денежной выплатой – это, кстати, незаконно), не позволяйте пропускать перерывы. Существует официальная методичка по охране труда: она содержит рекомендации по тому, как и сколько должны отдыхать работники различных сфер, какой должен быть график, как снизить утомляемость.

Имеет значение и атмосфера в коллективе: общение с коллегами – не только на рабочие темы – помогает бороться со стрессом. А чтобы такие темы для бесед были, устраивайте совместные мероприятия (те же тренинги, выезды на природу, корпоративы).

Напоследок – немного перспективных технологий. В ОАЭ действует приложение Smart Labour. Создатели софта проводят регулярные короткие семинары в интерактивном режиме, где рассказывают о подходах к борьбе со стрессом, разбирают конкретные проблемы и предлагают выполнить несложные упражнения. Smart Labour скачали уже более 50 000 человек, так что, очевидно, проблема стрессоустойчивости актуальна, и поле для ее решения еще далеко не полностью засеяно.