Поколение Z, они же центениалы, дышит в спину миллениалам. Люди в возрасте 18 и младше (более вольная классификация – родившиеся с 1995 по 2010 год) – «клиенты» массового рекрутера: большинство все еще учатся, и им нужна подработка, не требующая специальной квалификации.


Рассказываем, как найти подход к таким сотрудникам.

Достучаться


Общаясь с поколением технократов, используйте все популярные у этих товарищей каналы (как сделали в McDonald’s). «Зеты» постоянно онлайн в социальных сетях, мессенджерах – там и стоит искать кандидатов. Будьте активны и открыты в интернете. Не пишите слишком длинные тексты. Пользуйтесь приложениями для поиска кандидатов с интуитивно понятным, не перегруженным интерфейсом. Посмотрите, например, как выглядит Worki:


Крупные компании создают медийные проекты для массового найма (пример – Альфа-Банк), потому что понимают: для центениалов важен имидж компании. Покажите соискателям видео о том, как проходит рабочий день в вашей компании, предложите ЗОЖ-программы и бонусы. В общем, создавайте современный цифровой HR-бренд.


Вовлечь в процесс


Донесите до сотрудника ценность работы и вовлеките в нее. Но делайте это не «дедовскими» способами из серии дать почитать методичку или провести нудное собрание. Поколение Z – визуалы, им важна красивая картинка. Создавайте яркие мультимедийные инструкции и задачники, геймифицируйте процесс работы. Скажем, в одной компании тестировщикам за каждую найденную ошибку начисляют баллы, а победитель получает приз – лишний день отпуска.


Ставьте перед «зетами» интересные задачи, чтобы была возможность покреативить.


Понять


Хоть это и сложно сделать в массовом рекрутинге, но тут важен личностный подход. Центениалы не следуют за массами, они хотят выделяться. Поэтому с работой в команде могут возникнуть проблемы. Решения два. Подбирайте в коллектив людей близких по возрасту, чтобы они лучше понимали друг друга, и проводите ненавязчивые тимбилдинги.


Внимательно относитесь к каждому сотруднику. Эксперты рекомендуют использовать различные тесты и методы исследования личности (например, DISC).


Дать свободу


Чем лояльнее работодатель относится к таким формальностям, как, например, график работы или форма одежды, тем больше молодых соискателей будет к нему приходить. Не просто так фастфуд-гиганты в объявлениях о найме указывают гибкий график или неполный день, а дресс-код даже в офисах уходит в прошлое.


Удержать


Центениалы не планируют заранее, они импульсивны, и это касается выбора работы. «Зеты» не так привязаны к материальным ценностям, как миллениалы, и поэтому не держатся за рабочее место крепкой хваткой. Поэтому ищите способы удержать таких сотрудников.


Этих ребят интересует результат, а не процесс – сказывается современная жизнь на бегу, когда все происходит быстро. Постоянно меняющиеся задачи, новые алгоритмы и роли, поощрение, развитие – то, чего хочет поколение Z. Ставьте краткосрочную мотивацию и показывайте ясную перспективу. Никаких длинных иерархических цепочек: старайтесь давать четкие задачи и понимание, зачем человеку их выполнять.


Помните: центениал – этакий многорукий Шива, который готов к многозадачности.


Научить


Центениалы быстро и охотно учатся. Они не боятся новинок, ведь они привыкли: родители были постоянно заняты, и приходилось до всего доходить самостоятельно.


Интересно, что поколение миллениалов – самое образованное в истории, а вот центениалы идут в вузы с меньшей охотой. Зато благодаря тому, что «зеты» всю жизнь живут в плотном цифровом потоке, они проще воспринимают и усваивают информацию – и, соответственно, легко приобретают новые навыки. Поэтому обращайте внимание в первую очередь на soft skills и не бойтесь брать молодых людей без опыта работы. Много таких соискателей – активных, общительных, креативных и эмпатичных, но пока неопытных – зарегистрировано в Worki.


Не удивляться


И снова о графике работы. Олдскульные рекрутеры продолжают посмеиваться: мол, кандидат позвонил мне в 10 утра сразу после праздников и спросил, что там с его вакансией, вот глупый-то!


Нет, не глупый. Режим жизни поколения Z – вне рамок времени, они всегда на связи и готовы к работе. И ждут того же от HR.


Меняется и сфера этикета. Общение со смайликами, сокращениями и эмодзи больше не моветон, и к этому нужно привыкнуть. Рабочие разговоры постепенно переходят в онлайн-среду (мессенджеры, Slack), так что готовы снизить градус официальности. Конечно, речь не идет о топ-менеджерах, но что касается «синих воротничков», то здесь это правило работает.


Кстати...


Если вы скептически относитесь к теории поколений и сомневаетесь, что подходы к найму миллениалов и центениалов отличаются, мы напишем статью о рекрутинге поколения Y. Вы убедитесь, что разница кардинальная.