Мы уже писали про внутренние валюты компаний. Есть такая и у Mail.ru Group, вот только масштабы тут гораздо более внушительные. Дмитрий Мельников, руководитель проектов Mail.ru Group, рассказал Worki, как все работает.

Зачем это нужно

«Все началось с того, что нужно было поощрять обмен знаниями в компании, причем делать это при помощи нематериальных инструментов. Так мы придумали систему коинов. Однако мы быстро поняли, что она может быть гораздо шире, удовлетворять эйчаровские нужды, стать полноценной системой нематериальной мотивации.

На старте это касалось наставничества, донорства, преподавания. Например, у нас есть блог на «Хабре» – если сотрудник писал для него, то получал коины. Сейчас речь идет уже не только о проектах, которые напрямую полезны для компании, но и, например, о благотворительности (Добро Mail.ru). Коины –  не столько о KPI, сколько о социально желательном поведении. Так мы задаем для сотрудников «рамки», которые считаем правильными и крутыми.

Другая проблема, которую решили коины. У нас в какой-то момент стало очень много различных активностей. Например, спортивные команды, кружки по интересам, выступления на конференциях. И всеми этими активностями занимаются разные люди и отделы. Стало понятно, что мы даже не можем обо всем этом нормально и доступно рассказать. Система решила проблему: мы собрали все в одном месте, чтобы люди понимали, в чем могут поучаствовать. Да еще и получать за это бонусы.

Как это работает

Для такой системы мотивации не требуется большого бюджета. Она завязана на интранете. Его используют 99% сотрудников, а если ты воспользовался интранетом, то, скорее всего, ты получил коины. Потому что у нас существуют поощрения за активность там (за лайки, интересные посты, комментарии). Так что в систему вовлечены практически все сотрудники.

Мы проводим различные мероприятия, которые привлекают внимание к системе коинов. Например, поощряем за участие в конференциях в качестве спикера. Если понимаем, что будет проходить конференция, для которой необходимо большое количество спикеров от компании, можем временно увеличить вознаграждение коинами за выступление.

Или, например, у нас есть острая открытая вакансия. Мы предлагаем материальное вознаграждение за успешную рекомендацию на вакансию, но еще даем и коины. И если увеличиваем количество коинов в качестве награды, то привлекаем внимание: все видят, что вакансию нужно закрыть срочно.

Мы боялись, что люди начнут пересчитывать коины в рубли. Но этого не происходит, потому что коины и рубли несоразмерны. И это правильно, ведь если бы у коинов была аналогия с рублями, это уже была бы материальная мотивация.

У нас довольно молодая аудитория работников. Поэтому все игровые штуки, с любой геймификацией, заходят отлично. Недавно мы проводили игру с добровольным участием: у половины людей все коины списываются, а у другой половины – удваиваются. Причем у кого списываются, а у кого удваиваются, система выбирала случайно. Сотрудники с удовольствием участвовали и активно обсуждали проект.

Такие проекты могут быть просто развлекательными, а могут – выгодными с точки зрения бюджета. Мы проводили две онлайн-лотереи. Одна – беспроигрышная: сотрудники получали билеты бесплатно и могли выиграть коины или мерч. Мы вбросили в систему много коинов, зато поняли, что это интересно людям. Во второй раз проводили лотерею уже с билетами, которые надо было приобретать за коины. Таким образом мы давали людям шанс что-то выиграть, а заодно выводили коины из ситемы – и вывели очень много. За сутки в лотерее поучаствовали 40 000 раз.

На что тратят коины

Обменять коины можно на три категории вещей. Во-первых, эксклюзивный мерч (например, брендированный рюкзак). Во-вторых, активности вне компании (билеты в кино). И третья, самая ходовая категория – различные привилегии внутри компании. Скажем, у нас есть салон красоты в офисе. Коинами можно оплатить услуги в нем. Также популярностью пользуются дополнительные «проходки» на корпоративы или лекции в Mail.ru Group для друга или родственника, если это позволяет концепция мероприятия.

Коинами еще можно обмениваться: например, чтобы поблагодарить коллегу за помощь.

Планы

Сейчас мы думаем над возможностью доступа для сотрудников к API системе коинов. Это позволило бы людям на основе системы самим разрабатывать разные штуки: мини-игры или приложения для офиса, которые интегрировалось бы с коинами. При должной модерации получатся крутые внутренние сервисы для компании».

Итак, еще раз о преимуществах системы внутренних коинов. Прежде всего, это бюджетно (вознаграждение в качестве фирменной футболки или дополнительного человека на корпоративе – не слишком затратно для крупной корпорации). Это и выгодно: экспертные посты и выступления от лица сотрудников – плюс к репутации работодателя.

А еще такая система повышает мотивацию и производительность сотрудников, позволяет им развиваться, формирует корпоративную культуру и лояльность.