Мы уже рассказывали, почему важно развивать у линейных сотрудников «мягкие навыки». Теперь объясняем, как это сделать.

Самые востребованные soft skills

Согласно исследованиям экспертов из LinkedIn, сегодня важнейшие «мягкие навыки» для любого, в том числе и линейного, сотрудника – это:

  • умение работать в команде;
  • тайм-менеджмент;
  • коммуникативность;
  • стратегическое мышление.

Также в почете эмоциональный интеллект (способность к эмпатии и распознаванию эмоций), умение справляться со стрессом и хорошо говорить.

Методы и упражнения

«Мягкие навыки» развиваются постепенно, путем длительных тренировок и закрепления. Вот несколько способов, которые помогут в этом.

  • Самый очевидный и распространенный метод – непосредственно профессиональное обучение. Составьте базу знаний, которая будет содержать не только должностные инструкции, но и ответы на часто возникающие вопросы, пути решения конфликтных ситуация и проблем, рекомендации по общению с клиентами и коллегами. В этом помогут старшие и опытные сотрудники, менеджеры. Да, это непросто и займет много времени, но в будущем обязательно окупится.

    Если этого недостаточно, в дело идет литература и полезные статьи в интернете – регулярно знакомьте сотрудников с ними, демонстрируйте кейсы.

    Пример хорошей литературы для персонала, работа которого связана с постоянным общением, – «Мастерство общения» Пола МакГи и «Как побороть застенчивость» Филипа Зимбардо. Полно и книг по тайм-менеджменту («Искусство успевать» Алана Лакейна), и по искусству хорошо говорить («Гений общения» Дмитрия Аксенова). Небольшая корпоративная библиотека с доступом для всех сотрудников – идеальный вариант.
  • Поощряйте общение между сотрудниками. Расскажите менеджерам, что такое менторинг и коучинг для молодых сотрудников. Они должны не только уметь прийти на помощь линейному персоналу в проблемных ситуациях, но и пытаться улучшить их навыки ежедневно. Каждую неделю они могут задавать подопечным такие вопросы:
    - с какими препятствиями вы сталкиваетесь и чем я могу помочь?
    - что вы можете сделать уже сегодня, чтобы работать лучше и эффективнее?
    - что бы вы хотели узнать о компании и вашей должности, что поможет вам в дальнейшем росте?
    Такие вопросы не должны быть навязчивыми, скорее, это доверительная беседа. Эти разговоры помогут развить коммуникативные навыки, структурировать цели и задачи сотрудника, научат размышлять о собственных достижениях. А еще плюс такой методики в том, что вы проводите оценку и понимаете, насколько велика потребность ваших сотрудников в обучении.
  • Тренинги от профессионалов. Пригласите эксперта, например, по языку тела или ораторскому искусству, устройте для сотрудников лекцию, мастер-класс по стресс-менеджменту или развитию эмоционального интеллекта. Это и интересно, и полезно.
  • Меняйте роли сотрудников. Если рядовому работнику не хватает, например, уверенности в себе, попросите менеджера поставить его в такое положение, где ему придется этот навык потренировать. Скажем, произнести публичную речь или делегировать какую-нибудь задачу коллегам.
  • Внедряйте LMS – систему управления обучением. Можно заказать LMS под ключ у компаний-разработчиков, а можно начать с простенького бесплатного софта вроде Moodle или Forma LMS. Это хороший высокотехнологичный вариант для корпоративного обучения и создания курсов по развитию «мягких навыков».
  • Поощряйте. Успехи сотрудников не должны оставаться незамеченными. Так у них будет стимул развиваться дальше и улучшать показатели. Поощрения – не обязательно материальные «пряники», но те же полезные книги или оплаченное посещение мастер-классов.