В Bloomberg вышла большая статья о том, как компания Apple нанимает подрядчиков. Абсурдные правила и постоянная угроза увольнения – обычное дело для таких работников. Мы сделали краткий пересказ текста, чтобы показать: в Калифорнии далеко не всегда солнечно.

Официальное количество штатных сотрудников Apple – 132 000 человек. Офис компании в Купертино, Калифорния – наглядное свидетельство того, как компания позиционирует себя в качестве работодателя. Тут и комфортные, просторные рабочие места, и огромное кафе, и зоны отдыха. Здесь работаю сливки компании. А дешевая рабочая сила – подрядчики, которых для Apple нанимает кадровое агентство Apex – обитают в десяти минутах езды,  в отдельном корпусе в Саннивейл. Это место называют «черным», и здесь работают в основном над Apple Maps. Обычно сотрудники Саннивейл увольняются спустя 12-15 месяцев.

Бывшие сотрудники рассказали: вендинговые автоматы постоянно были не заполнены, а чтобы попасть в туалет, нужно было отстоять очередь, так как кабинок на всех не хватало. Но хуже всего – работа под постоянной угрозой увольнения. Контракт предусматривает, что сотрудника могут попросить уйти в любое время.

Apex – не единственная компания, которая ищет контрактников для Apple. Только над Apple Maps люди работают, помимо Силиконовой долины, в Индии, Чехии, Лондоне. В проекте задействованы тысячи людей. Такие офисы, как в Саннивейле, разрушают миф о Силиконовой долине как о райском месте, где талантливые люди делают работу мечты за огромную зарплату. Стоимость жизни в этом уголке Калифорнии баснословная, однако подрядчикам приходится как-то выживать на небольшие зарплаты. Здесь также много линейного персонала: официанты, уборщики, водители общественного транспорта. И все они, как и аутсорсники Apple, работают за почасовую оплату.

Почасовая оплата труда – распространенная альтернатива полной занятости в США. Компании в различных отраслях обращаются к рекрутинговым агентствам, чтобы те наняли им контрактников и освободили штатных сотрудников от лишней нагрузки. В Bloomberg предполагают, что у Google, например, примерно половина работников оформлены как внештатные.

Отношение к подрядчикам со стороны компаний, мягко говоря, ужасает. Например, когда штатные сотрудники Google объявили забастовку, подрядчики продолжали работать. Они просто не знали об этом, потому что их не подключают к внутренней рассылке компании. Но люди все равно соглашаются на такие трудовые отношения. Многие идут туда, надеясь, что впоследствии смогут получить постоянную работу в Apple. Однако компания почти не практикует перевод подрядчиков в штат. Другие работники хотят заполучить перспективную строчку в резюме. Впрочем, согласно контракту, сотрудники должны указывать в резюме, что они работали на Apex, а не на Apple. Упоминать «яблоко» в профилях LinkedIn запрещено.

Унижают контрактников и еще более изощренными способами. Им не разрешается пользоваться тренажерным залом, а еще на одежде они носят не цветной значок яблока, как у штатных сотрудников, а унылый серый. Они имеют доступ к медицинскому страхованию, однако страховые взносы настолько высоки, что многие отказываются от этой «привилегии». У контрактников также сокращен оплачиваемый больничный. Им не разрешено общаться со штатными сотрудниками Apple, разговаривать между собой у кулеров с водой. Вознаграждения для эффективных сотрудников отсутствуют.

Apex проводит довольно агрессивную рекрутинговую политику и хантит людей через LinkedIn. Причем работники, которых уволили, спустя какое-то время вновь начинают получать приглашения. На собеседовании рекрутеры не упоминают компанию, на которую человек будет работать. Но если кандидат колеблется, они говорят: «Вашим конечным работодателем станет Apple». И все, мяч в корзине.

Работа начинается с двухнедельного тренировочного периода. Если после него сотрудник не сдает тест, он мгновенно вылетает из компании. И это при том, что многие специально переезжали в Калифорнию ради этой работы, снимали жилье.

Так, конечно, работают многие компании – тот же Google или Uber. Но, по словам сотрудников, самая жесть происходит именно в Apple. Например, в Facebook для контрактников устраивают различные досуговые мероприятия, а Google неплохо платит и предоставляет бесплатный доступ в спортзал.  

Эксперты полагают: подрядчики готовы терпеть такое отношение к себе, потому что надеются, что именно они станут исключением, их заметит какой-нибудь босс из Apple и возьмет в штат. Однако набившие шишки сотрудники утверждают, что со временем ничего не меняется. Им приходится делить квартиру с пятью соседями и постоянно думать о том, что делать, если их контракт не продлят...



Вот такая обратная сторона Силиконовой долины и «компании мечты» Apple. Оказывается, даже такие, казалось бы, идеальные работодатели не всегда гарантирует золотые горы и хорошую работу.

Что с этим делать? Заранее настроить себя, что работа по контракту – совсем не то же самое, что в штате, даже если вы идете в крутую компанию. А уж тем более если вас нанимает аутсорсинговая фирма. И понять, что превращение из работника-«замарашки» в работника-«Золушку» может занять долгие годы.

Что эйчарам вынести из этой истории? Не стоит воспринимать контрактников как людей второго сорта. Их отзывы о работодателе могут изрядно подпортить репутацию компании.