Обычно компании расширяют HR-отдел, когда персонала становится много и один менеджер не успевает закрывать все задачи. Это самая распространённая практика — ещё есть регламенты численности сотрудников от Министерства труда и соцзащиты, но ими пользуются редко.

Если количество работы вредит её качеству, пора искать помощника. Главное — понять, какие цели и задачи ему делегировать.


Кто есть на рынке? Кого и при каких обстоятельствах выбирать?

Рекрутер

Чаще нужен бизнесу с высокой текучестью кадров — операторам такси, столовым, сетевому ритейлу. Рекрутер находит новых людей, фильтрует кандидатов и проводит собеседования.

Когда нужен?
Когда компания быстро растёт или регулярно участвует в массовых мероприятиях. Например, вы работаете в промо-агентстве и постоянно нанимаете студентов для акций.

Специалист по кадровому делопроизводству

Берёт на себя всю бумажную волокиту: оформляет на работу, заполняет трудовые и больничные. Если в компании нет CRM, ведёт графики отпусков. Следит, чтобы всё было в соответствии с актуальными законами и ТК РФ.

Когда нужен?
Компания работает прозрачно, честно ведёт бухгалтерию. Также это может быть госучреждение — поликлиника, детский сад или школа.

Менеджер по персоналу

Скорее всего, сейчас обязанности этой должности выполняете вы. Универсальная единица, которая решает все HR-задачи в небольших (80-90 человек) компаниях.

Нанимает сотрудников, адаптирует персонал, организует корпоративные мероприятия, составляет правила внутреннего трудового распорядка.

Когда нужен?
Фирма растёт, но текучесть кадров невысокая: нужно сделать так, чтобы людям на работе было комфортно, они могли расти и оставаться в команде. Вы нанимаете администраторов в сеть фитнес-залов или хотите собрать команду классных бариста для франшизы кофе-поинтов.

HR бизнес-партнёр

Стоит дорого, делает много: изучает индустрию, рынок и конкурентов, знает, как использовать потенциал сотрудников.

Если попадёт в торговлю, подберёт руководителей, которые сделают магазин шаговой доступности похожим на бутик органических продуктов. Если в финансовую организацию — посоветует CRM, пересмотрит зарплаты сотрудников, проконсультирует руководство по всем HR-вопросам.

Когда нужен?
Штат компании — несколько сотен человек. Нужно наладить коммуникацию между hr-подразделениями в офисах, оптимизировать рутинные процессы подбора новых сотрудников, понять, как выходить на новые рынки.

Например, сеть салонов красоты хочет продавать ультразвуковой лифтинг. Вместе с маркетологами нужно изучить рынок, понять, в какие регионы приходить с процедурой и есть ли в них косметологи, знакомые с технологией.

Независимо от специализации, эйчар должен уметь писать деловые письма, договариваться с кандидатами и руководством, работать с возражениями и отказами.

Иллюстрации: Георгий Вишневский