Эксперты HR Drive проанализировали высказывания HR-специалистов десятилетней давности и выяснили, в чем они были правы, а в чем ошибались. Конечно, эйчары не могли предсказать и учесть пандемию, которая радикально повлияла на рынок труда. Но кое-что все-таки удалось спрогнозировать довольно точно.

В 2010 году мировая экономика переживала рецессию, компании проводили массовые увольнения. В то же время активно развивались технологии, а сотрудники становились более лояльными. Эйчары начали больше внимания уделять развитию талантов, и HR-отдел из разряда административных блоков компании постепенно перешел в стратегический.

Вот что эйчары 2010-го говорили о том, как будет выглядеть сфера десять лет спустя.

Социальные сети

В 2010 году Facebook был еще совсем молодой платформой. Компании старались понять, как использовать Twitter для корпоративных целей. А вот LinkedIn уже завоевывал поклонников среди профессионалов, в том числе и эйчаров: эксперты начали говорить о том, что этот ресурс может оказаться крайне ценным для бизнеса.

Тем не менее, в 2010 профессионалы все еще недооценивали соцсети. Вице-президент редакции портала SHRM Тони Ли говорит: «Соцсети тогда служили для развлечения. Бизнес-аспекты были минимальными. Люди говорили об их потенциале для HR-сферы, но по-настоящему использовали только LinkedIn».

Исследование SHRM того времени показывает: всего 28% респондентов считали, что в ближайшем десятилетии их компании будут использовать IT-технологии и соцсети для привлечения талантов. Однако в 2020 соцсети – бесценный инструмент для рекрутинга. И не только. Тот же LinkedIn предлагает целый спектр HR-услуг. А, например, «ВКонтакте» можно быстро найти сотрудников. Соцсети также используют для проверки кандидатов.

Такие сайты, как Glassdoor или RateYourBoss, которые тоже можно отнести к соцсетям, делают компании более прозрачными для кандидатов, позволяют заранее узнать, как и с кем придется работать.

Корпоративная культура и вовлеченность

В 2010-х слово «вовлеченность» стало модным в HR-среде. Компании вроде Google предлагали сотрудникам новые льготы и компенсации, и корпоративная культура стала решением проблемы привлечения и удержания талантов. Специалисты предсказывали: экономика начнет восстанавливаться, и текучесть кадров увеличится. И с этим надо было что-то делать.

Сегодня работодатели действительно сосредоточены на самых разных льготах: это и помощь сотрудникам в погашении кредитов, и гибкий график, и удаленная работа, и возможности для карьерного роста, и всесторонняя забота о благополучии. Тут эксперты оказались правы: за последнее десятилетие спектр возможностей для удержания лучших сотрудников в компании расширился.

При этом компенсации и льготы стали более индивидуальными. Тони Ли считает: «Десять лет назад практически каждый сотрудник любой компании получал одно и то же. Но сегодня компании практикуют индивидуальный подход, предлагают людям то, что для них актуально в зависимости от текущих потребностей».

Структурные изменения

Развивались и отношения между людьми и компаниями. Из-за рецессии крупным организациям пришлось переосмыслить незыблемость корпоративных структур. Тем более что новички-стартапы стали более привлекательными для кандидатов в качестве работодателей.

Эксперты SHRM предсказывали: все больше должностей будут автоматизированы – этого ожидали 67% опрошенных – или переданы на аутсорс (61%). 62% предсказали, что сотрудники будут переходить на контрактную основу. И действительно, сегодня альтернативные формы занятости хорошо развиты и востребованы.

Ценные технологии

В 2010 стало очевидно: цифровые технологии окажут непосредственное влияние на HR-сферу, как это случилось с бизнесом и повседневной жизнью людей. Но вот какие именно технологии это будут, в то время было сложно предсказать (тем более что некоторые из них тогда еще только зарождались).

В итоге оказалось, что на передовицу для эйчаров вышли облачные технологии, видеосвязь, программное обеспечение для совместной удаленной работы и повышения эффективности сотрудников (например, Slack и Asana). Эти технологии объединили людей, сделали удаленную работу проще, позволили компаниям сократить командировочные расходы, улучшить поиск талантов и обеспечить контроль за сотрудниками.

Но больше всего передовых технологий, пожалуй, пришлось на рекрутинг. ATS, чат-боты, искусственный интеллект сегодня помогают нанимать лучших работников за самые короткие сроки.

Эксперты отмечают, что технологический прогресс также позволил снизить административную нагрузку на специалистов по кадрам, освободив их для решения стратегических задач.

В следующий раз расскажем, какие прогнозы сегодня делают HR-специалисты на десять лет вперед.