Осознанное отношение к безопасности труда строится на понимании работниками последствий неправильных действий при обеспечения собственной безопасности на производстве. И такое отношение можно сформировать с помощью постоянного обучения персонала.

Компания «3М» – международная производственная корпорация, которая выпускает инновационные продукты для разных рынков. Представители «ЗМ» поделились с Worki идеями о том, как использовать геймификацию в сфере охраны труда.

Форматы обучения

Форматы обучения техникам безопасности для работников производства бывают разные. Это дистанционные обучающие сессии с участием известных экспертов, онлайн-семинары, корпоративные игровые программы, создание виртуальной и дополненной реальности, квесты. Компании подбирают подходящие форматы исходя из тех задач, которые необходимо решить.

Например, в АО «СУЭК Кузбасс» используют технологии виртуальной реальности в обучении сотрудников безопасному поведению при проведении горных работ в лаборатории «Живая шахта» – виртуальной модели настоящей шахты. Лаборатория позволяет моделировать потенциально аварийные и опасные ситуации, а работники учатся правильно реагировать без паники, оттачивают действия до автоматизма.

В АК «АЛРОСА» сотрудники проходят обучающий тренинг по безопасности в формате квеста, состоящего из пяти направлений: пожарная безопасность, электробезопасность, оказание первой помощи, применение средств индивидуальной защиты, а также охрана и гигиена труда.

В «Норильском Никеле» используют специальные тренажеры горной техники для обучения сотрудников.

Для разных поколений виды обучения различны. Традиционные форматы обучения для миллениалов не так эффективны, ведь эти люди выросли в эпоху интернета и огромного количества открытой информации. И одна из особенностей миллениалов – сложности с концентрацией. Поэтому решение для представителей этого поколения – использование вовлекающих механик, например, геймификации, когда мотивацией к действиям служит увлеченность и драйв.

С людьми среднего и старшего возраста дело обстоит иначе. У них может присутствовать барьер: как это – играть на работе, обсуждая серьезные темы? Старшему поколению требуется больше времени, чтобы раскрыться.

Как это происходит

Дистанционные обучающие сессии – это формат семинаров, предполагающий виртуальное участие через интернет в режиме реального времени. Участники могут видеть видеоизображение лектора, его презентацию, слышать голос. Лекторами обычно выступают сотрудники R&D-департамента (они занимаются планированием стратегии технологического развития компании) и приглашенные эксперты. Такой формат позволяет проводить обучение для большого количества людей, которые находятся в разных точках России и мира. Для того чтобы начать учиться, необходим только компьютер и доступ в интернет. Вебинары могут быть теоретическими или сочетать теорию и практику с помощью интерактивных инструментов – голосование, опрос, традиционные ответы на вопросы.

Большинство вебинаров можно посмотреть в записи в любое удобное время, но в таком формате у учащегося уже нет возможности задать вопрос лектору.

Одна из последних разработок – деловая игра по защите от падения с высоты для горно-металлургической отрасли. Необходимость в обучении по обеспечению безопасности при работах на высоте возникла в 2015 году, когда Приказом Минтруда РФ были утверждены новые правила по работам на высоте.

Цена ошибки при обеспечении безопасности при работах на высоте слишком высока.

Падение с высоты составляет порядка 50% всех несчастных случаев с летальным исходом.

Здесь возможны различные форматы: теоретические лекции, практические демонстрации на специальных высотных полигонах. В 2017 году эксперты «3М» разработали уникальный формат обучения – деловая игра по защите от падения с высоты. В основе игры лежит проблематика российских предприятий и статистика, наработанная специалистами за последние годы работы в этой отрасли. В игре учитываются такие производственные факторы, как запас высоты и маятниковый эффект, количество сотрудников и тип работ, которые они выполняют. И, конечно, средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) для плана спасения и эвакуации, о которых часто забывают.

В игре участвуют представители различных специальностей, которые заняты обеспечением безопасности при работах на высоте: специалисты по охране труда и промышленной безопасности, инженеры, закупщики. Проигрывая рабочие ситуации, каждый участник игры более осознанно подходит к подбору СИЗ в реальных условиях.

Правила игры простые.

  • Участникам выдается 5 игровых площадок. Каждая площадка имеет номер от 1 до 5, где 1 – самая легкая, а 5 – самая сложная площадка.
  • Подбор СИЗ по каждой площадке оценивается суммой баллов.
  • Максимальное количество баллов указывается на карточке с описанием рабочей площадки и выдается после осуществления хода.
  • Подбор считается осуществленным, когда команда отобрала необходимые карточки-купоны, распределила их на карте с изображением рабочей площадки в том порядке и тех местах, где они должны располагаться в момент проведения работ.
  • Оценка результатов производится путем проверки представленных решений на соответствие законодательству и особенностям рабочих площадок.

После прохождения игры участники самостоятельно подбирают СИЗ для различных производственных условий.

Образцы карточек

О принципе мгновенной обратной связи

Обучение – сложный и длительный процесс. Обучение в охране труда – еще и процесс, важность которого на первый взгляд не очевидна. Люди зачастую не видят необходимости использовать средства защиты на производстве. Человеку свойственно считать, что именно с ним ничего плохого случиться не может. К тому же многие профессиональные заболевания, возникающие из-за неиспользования или неправильного использования средств индивидуальной защиты, имеют отложенный эффект, возникают не сразу.

Геймификация – инструмент мотивации к эффективной работе, который позволяет разбить большую, внешне неподъемную проблему на много маленьких и простых заданий, при выполнении которых сразу же получаешь обратную связь от эксперта. Геймификация позволяет делать скучные процессы интересными, уходить от рутины.

Сказать человеку, что ему необходимо защищаться, перечислить вредные факторы и их воздействие на организм – можно, но сработает ли это? А премии или, наоборот, штрафы за нарушение правил в области охраны труда не оправдывают себя или заставляют персонал искать другие места работы.

И совсем по-другому человек начинает относиться к собственной безопасности, когда «проживает» опасные ситуации в игровой форме, пропускает их через себя, моделирует свои действия и их возможные последствия. Большая цель дробится на множество маленьких, и обучающийся замечает свой прогресс и фиксирует его.