Новая работа – это стресс для сотрудника: ему предстоит привыкнуть к правилам компании, найти общий язык с коллективом, раскрыть профессиональные качества. Как эйчару помочь новичку, рассказывает Владимир Якуба.

Владимир Якуба трудится в сфере обучения и подбора сотрудников 12 лет. Работал консультантом по подбору персонала в RC Group, руководителем регионального офиса Human Power Strategic, а также в департаменте управления персоналом ОАО «МТС». Сегодня Владимир – директор кадровой компании Tom Hunt и бизнес-тренер.

1. Cоставьте план адаптации нового работника      

«Первые несколько дней действует правило: чем меньше сотрудник-новичок думает, тем меньше стресса испытывает. Поэтому необходимо составить план адаптации.        

Схема первого дня будет примерно одинаковой для всех сфер бизнеса:      

  • знакомство с руководителем;
  • изучение правил и ценностей компании (обязательно упомянуть о графике, дресс-коде, перерывах, месте парковки, цели и миссии компании);
  • знакомство с командой (нужно познакомить новичка со всей командой, в том числе людьми из других отделов);
  • постановка первых задач.

Я считаю, что обучать новенького в первый день не стоит. Если вы сразу взвалите на его плечи слишком большой груз, его тяжело будет тащить. В итоге обучение работник пройдет, а имени коллеги, стоящего рядом за кассой, знать не будет. Так что не торопитесь. Как гласит английская пословица: чем больше спешка, тем меньше скорость».

2. Предоставьте «раздаточный материал»    

«В компании «Сибур» только что принятые на работу люди получают так называемый комплект новичка. В него входит брошюра с информацией о компании, сувенир и книжечка «Наша жизнь» с описанием корпоративной жизни.        

Я считаю, что этот комплект очень важен. То, что вы обсудили с новичком условия и правила, еще не означает, что он все запомнил. Лучше, если будет небольшая “напоминалка”».

3. Выберите наставника    

«Поначалу у новичка будет возникать миллион вопросов: начиная с того, во сколько обед, и заканчивая рабочими моментами. Даже если он обучился и изучил теорию, на практике столкнется с трудностями. Поэтому дайте одному из опытных работников задачу помогать ему.        

Отлично, если наставником сможет стать руководитель, но это не всегда осуществимо. Так что пусть ментором будет работник того же отдела или той же должности, но более опытный.        

Стив Брауни, исполнительный директор по персоналу (ресторанный бизнес) за каждым новеньким закрепляет специалиста, который знает специфику работы и показывает высокие результаты. Он корректирует действия коллеги, дает советы и контролирует его. Это эффективно, поскольку ошибки проще исправлять сразу, чем когда они уже дошли до автоматизма».

4. Поддерживайте новичка      

«Не надо делать так, чтобы новенький чувствовал себя ребенком среди подростков. Да, он пока не совсем опытный, однако это не значит, что его не надо слушать. Поддерживайте его:

  • давайте право высказывать свое мнение;
  • хвалите за достижения;
  • мотивируйте;
  • приглашайте на общие собрания.

Тогда работник адаптируется быстрее».

5. Дайте почувствовать единство с командой

«И последний совет: пригласите новичка на какое-нибудь мероприятие, где он лучше познакомится с командой. Это может быть простой обед, бизнес-игра или корпоратив.        

Эйлин Шу, вице-президент по корпоративным ресурсам Sterling Group, рассказывает, что в ее компании принято угощать новенького пирожными, чтобы он чувствовал внимание. Также здесь устраивают корпоративный обед для всего коллектива, когда в команде пополнение».

Адаптация линейного персонала – важный момент, который помогает снизить текучесть и повысить лояльность работников. Мы хотим добавить еще один совет: выбирайте релевантных сотрудников. В этом поможет сервис Worki с удобными фильтрами при поиске подходящих кандидатов. Чем лучше человек подходит для работы, тем быстрее он адаптируется и вольется в коллектив.


Владимир Якуба